Radeon HD 3450 и Radeon HD 3650 — тестирование карт нижнего ценового сегмента

18 марта 2008

Уже достаточно давно на рынок стали поступать новые видеокарты от AMD — решения серии Radeon 3400 и Radeon HD 3600. Что собой представляют данные видеокарты и чем они отличаются от классической второй серии — именно в этом мы и попробуем сегодня разобраться.

Итак, как известно, за присутствие AMD в нижнем ценовом сегменте долгое время отвечали видеокарты Radeon HD 2000. Более подробно, кстати, мы об этом уже рассказывали в нашем материале, посвященном продукции этой ценовой ротации. Самыми младшими картами являлись Radeon HD 2400 Pro и Radeon HD 2400 XT — два, скорее, продукта для медиа?центров, нежели игровых систем. 64?ех битная шина памяти, лишь 40 унифицированных процессоров, оставшихся в наследие от старших собратьев. В общем, более чем скромная связка. Однако для вывода картинки на экран и проигрывания видео вполне достаточно, тем более что платы имели поддержку DirectX 10, так что чисто гипотетически вы могли даже запускать новые игры. Правда, на этом вам бы пришлось ограничиться. Но для того, чтобы оценить современные технологии, вполне хватило бы и видеокарт серии Radeon HD 2400.

Несколько выше в своей иерархии AMD расположила Radeon HD 2600 Pro и Radeon HD 2600 XT. Обе карты уже позиционируются как игровые решения. Впрочем, это и немудрено. Функционал данных карт значительно шире. 128?ми битная шина памяти, обеспечивающая более или менее адекватную пропускную способность, 120 унифицированных процессоров в составе чипа — этого вполне достаточно для игры на средних настройках. А другого большинству пользователей и не надо. Так что серия Radeon HD 2600 вполне заслуженно пользовалась популярностью в среде потребителя.

И вроде бы ничто не предвещало никаких изменений. У нас были и самые младшие карты, ориентированные на использование в медиа?центрах, были и недорогие игровые решения. Оставалось, пожалуй, лишь дождаться нового поколения, вместе с которым мы получили бы как более высокую производительность, так и ворох новых технологий. Однако AMD, по?видимому, не стали нас долго томить и решили порадовать всех новыми решениями. Возникает лишь вопрос — насколько эти решения, собственно, новые?

Radeon HD 3400 и Radeon HD 3600 Series

Как и ожидалось, принципиальных изменений новинки не несут. А если быть уж совсем точным, то они их не несут вовсе. Единственное нововведение — это более тонкий технологический процесс, по которому будут выпускаться чипы.

Radeon HD 3450

В чем же тогда, скажите вы, смысл такого обновления? Ответ прост — себестоимость производства. Это, пожалуй, самое важное для производителя в данном ценовом сегменте. По статистике, категория видеокарт от 70 до 150 долларов пользуется наибольшей популярностью. В этом случае не трудно понять, что даже небольшое удешевление в производстве будет не только потенциальным посылом к снижению конечной цены, но и, что более вероятно, к увеличению доходов компании?производителя. А на основе последних данных, с этим у AMD есть некоторые проблемы. Так что наладка производства более тонкого кремния является вполне логичным шагом.

Radeon HD 3650

Кроме того, по нашим последним тестам, в среде бюджетных карт AMD довольно серьезно соперничает с NVIDIA, которую там представляют GeForce 8400 GS, GeForce 8500 GT и GeForce 8600 GT. Производительность соответствующих конкурирующих решений находится на очень близком уровне. Так что более низкая цена вполне могла бы сыграть свою роль в этом противостоянии.

Модель Radeon HD 2400 XT Radeon HD 2600 Pro Radeon HD 3450 Radeon HD 3470 Radeon HD 3650
Кодовое название ядра RV610 RV630 RV620 RV620 RV635
Тех. процесс, нм 65 65 55 55 55
Количество потоковых процессоров 40 120 40 40 120
Количество текстурных процессоров 4 8 4 4 8
Количество растровых процессоров 4 4 4 4 4
Частота ядра, МГц 700 600 600 800 725
Эффективная частота видеопамяти, МГц 1400 800 1000 1900 1600
Объем видеопамяти, МБ 256 256 / 512 256 / 512 256 / 512 256 / 512
Разрядность шины обмена данных, Бит 64 128 64 64 128
Тип видеопамяти GDDR3 GDDR2 / GDDR3 GDDR2 GDDR3 GDDR3
Интерфейс PCI-Express PCI-Express PCI-Express 2.0 PCI-Express 2.0 PCI-Express 2.0

Как видите, функционал карт остался прежним, изменились лишь частоты. Поэтому ожидать каких?то сюрпризов в плане производительности мы бы не стали.

Radeon HD 3400 и Radeon HD 3600 Series

А пока перейдем к осмотру непосредственно конечных решений. Для этого обратимся к продукции компании Sapphire, которая предоставила нам для тестов Radeon HD 3450 и Radeon HD 3650.

Sapphire Radeon HD 3450 512 МБ

Наше исследование мы начнем с младшей модели. Однако, несмотря на позиционирование карты, Sapphire оснастила свой продукт 512 МБ памяти. О том, насколько это целесообразно, мы узнаем в практической части материала.

Sapphire Radeon HD 3450 512 МБ

Комплектация бюджетных видеокарт редко поражает воображение своим богатством. Не произошло чуда и в этот раз. В упаковке мы можем обнаружить следующие составляющие:

  • Видеокарту Radeon HD 3450;
  • Диск с драйверами;
  • Разветвитель для TV?Out;
  • Переходник для композитного кабеля;
  • DVI / D?Sub переходник.

Sapphire Radeon HD 3450 512 МБ

Видеокарта оснащена пассивной системой охлаждения. Кстати, как вы помните, Sapphire также оснащает бесшумными кулерами серию Radeon HD 2400. Чуть выше радиатора на плате распаян коннектор для вентилятора. Так что по желанию возможна установка и активной системы охлаждения.

В целом, по внешнему виду плата напоминает предшественницу. Правда, стоит учитывать, что в референс?варианте Radeon HD 3450 — это низкопрофильная видеокарта, что не относится к решению от Sapphire.

Sapphire Radeon HD 3450 512 МБ

С задней части мы не можем обнаружить ничего интересного. Разве что клипсы, служащие креплением для пассивного кулера, а также зияющие своей неприкрытостью чипы памяти. 🙂

Sapphire Radeon HD 3450 512 МБ

Интересным отличием Sapphire Radeon HD 3450 от других плат является наличие двух DVI выходов. Напомню вам, что по задумке AMD, в продажу должны будут поступать два варианта карт — один с распаянными DVI и аналоговым выходом, другой же вариант получит выход HDMI. В случае с платой от Sapphire для реализации функций HDMI вам придется запастись соответствующим переходником, который, к сожалению, в составе комплектации отсутствует.

Sapphire Radeon HD 3450 512 МБ

Обращу ваше внимание также на то, что на видеокарте отсутствует интерфейс Cross?Fire. Впрочем, данная особенность относится ко всем Radeon HD 3450. Однако подобного недостатка лишена старшая модификация — Radeon HD 3470.

Sapphire Radeon HD 3450 512 МБ

Ширина шины памяти составляет 64 бита. AMD не изменяет себе и по-прежнему экономит на распайке более широкой шины памяти в бюджетных картах. Причина вновь заключается в стоимости производства.

Sapphire Radeon HD 3450 512 МБ

В основе Sapphire Radeon HD 3450 лежит чип RV620, имеющий 40 унифицированных процессоров, 4 текстурных блока и столько же блоков блендинга.

Память набрана чипами от Hynix. Время выборки составляет 2,0 нс, что, прямо скажем, является серьезным показателем для DDR2. Однако на установку DDR3 AMD все-таки не пошла. Данный тип памяти будет использоваться, начиная с Radeon HD 3470.

Radeon HD 3450

GPU-Z определил основные характеристики: частоты чипа, памяти, количество функциональных блоков.

Итак, частота ядра — 600 МГц. Это полностью соответствует заявленным производителем значениям. Это же касается и частоты памяти — 1000 МГц.

Radeon HD 3450

Порадовало то, что GPU-Z также вывел и температуру чипа. В состоянии нагрузки она составила не многим больше 50 °C.

Несколько огорчило поведение Riva Tuner в отношении рассматриваемой видеокарты. Утилита определяла плату, но отказывалась выводить информацию о температурном режиме и частотах в режиме мониторинга. Одновременно не функционировали возможности разгона. Частоты попросту не определялись.

Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition 512 МБ

Второй продукт от Sapphire не менее интересен. Помимо увеличенного объема памяти, карта также обладает повышенными относительно заводских показателей частотами.

Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition

Комплектация Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition оказалась явно богаче того, что мы видели в случае младшей модели. В упаковке было обнаружено:

  • Видеокарта Radeon HD 3650;
  • Диск с драйверами;
  • Руководство пользователя;
  • Диск CyberLink DVD Suite;
  • Диск с 3D Mark 2006;
  • Разветвитель для TV?Out;
  • Переходник с DVI на HDMI;
  • Мостик для Cross?Fire.

Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition

Дизайн Sapphire Radeon HD 3650 в значительной мере напоминает аналогичный у Radeon HD 2600 XT. В общем, в этом нет ничего удивительного. Введение новой серии видеокарт должно быть максимально простым и, что самое главное, дешевым процессом. Поэтому AMD выбрала наиболее правильный путь — взяла PCB от предыдущих карт и поставила слегка отреставрированный чип.

Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition

Который раз мы встречаемся с тем, что часть чипов памяти вынесено на заднюю сторону видеокарты. Для охлаждения данных элементов это не самый благоприятный момент. Правда, и на лицевой стороне радиатором кулера покрыто лишь два чипа из четырех.

Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition

Ни Radeon HD 2600 XT, ни тем более Radeon HD 3650 не предъявляют серьезных требований в плане энергопотребления. Именно поэтому ни о каком разъеме дополнительного питания и речи быть не можем. В данной области мы можем обладать лишь площадки для конденсаторов, из которых одна уже распаяна и используется соответствующим элементом.

Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition

Sapphire Radeon HD 3650 оснащена двумя DVI выходами. К счастью, в комплекте есть переходник на HDMI.

Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition

Видеокарты на чипе RV630 обладали скромным тепловыделением. Проблем с перегревом у них не возникало. Поэтому небольшой турбины в качестве кулера вполне достаточно.

Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition

Радиатор кулера выполнен из алюминия. За охлаждение оребрения отвечает скромный вентилятор с фирменной наклейкой ATI.

Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition

Память набрана чипами производства Samsung. Время выборки составляет 1,0 нс, что соответствует номинальной частоте 2000 МГц. Суммарный объем памяти равен 512 МБ. GPU видеокарты представлен чипом RV635, производимый по 55 нм нормам.

Первое, на что обращаешь внимание при использовании Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition, — это шум. После включения компьютера отчетливо слышен вой турбины. Однако довольно скоро он стихает, кулер становится не слышным на фоне работы других комплектующих.

Radeon HD 3650

GPU?Z вновь без проблем определил характеристики нашей карты. Частоты составляют 800 МГц и 1800 МГц для чипа и памяти соответственно. Таким образом, тактовый показатель графического процессора поднят на 75 МГц относительно заявленных AMD значений. Частота памяти, в свою очередь, поднята на 200 МГц. В результате, Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition даже несколько опережает в плане производительности Radeon HD 2600 XT.

Radeon HD 3650

После этого мы решили проверить разгонный потенциал RV635. У RV630 с этим было не все гладко. Все?таки тактовые частоты были весьма велики и на номинале. Однако нам пришлось несколько остудить наш пыл оверклокеров — Riva Tuner, как и в случае с Radeon HD 3450, не захотел определять частоты платы.

Radeon HD 3650

Это было вдвойне странно, если учесть, что эта же утилита позволила управлять оборотами кулера, который в нагрузке не раз донимал нас своим шумом.

Radeon HD 3650

Не возникло проблем и с мониторингом частот. Как оказалось, плата имеет раздельные для 2D и 3D частоты. Так, в состоянии простоя частотные показатели понижаются до 209 МГц по ядру и около 990 МГц по памяти. Естественно, подобная особенность отражается и на суммарном энергопотреблении системы. Ведь не секрет, что большую часть времени система иногда может проводить именно в 2D.

Radeon HD 3650

В нагрузке же частоты благополучно поднимаются до заявленных показателей (800/1800). После продолжительной нагрузки нам удалось прогреть чип до 62 °C — неплохой показатель. Однако мы бы посоветовали использовать более сбалансированную в плане уровня шума и эффективности систему охлаждения, т. к., с одной стороны, кулер с поставленной задачей справляется, но тихим его при этом не назовешь. Еще что удивительно, скорость вращения крыльчатки серьезно увеличивается даже при небольшой температуре (в районе 55 °C). На наш взгляд, это некоторый перебор.

Затем была запущена утилита ATITool. Как оказалось, она не только абсолютно адекватно работает с картой, но и позволяет её разогнать. Именно это нам и было нужно. Впрочем, полученный результат нас, мягко говоря, не удовлетворил. 864 МГц по ядру — это все же больше походит на результат RV630. Здесь же мы имеем более тонкий технологический процесс, который, по логике вещей должен был отразиться на потенциале платы. Однако этого не произошло. ATITool позволил выставить частоту ядра на отметке 900 МГц, но система вела себя явно нестабильно, норовя то и дело, зависнуть или вытряхнуть очередной ворох дефектов картинки на экран. Поэтому нам пришлось остановиться на достаточной скромной частоте. Память, в свою очередь, покорила 2050 МГц.

Для нас был в значительной мере важен результат разгона. Относительно этого мы могли бы судить о том, будут ли на рынке появляться решения с повышенными частотами или, например, возможен ли в будущем выпуск Radeon HD 3670, информация о которой по?прежнему остается на уровне слухов.

Фактически, карту с повышенными частотами мы уже держим в руках. Поэтому, наверняка, многие производители последуют примеру Sapphire и выпустят на рынок ускоренные версии своей продукции. Однако прибавка в лучшем случае будет составлять 100 МГц, хотя при столь высоких номинальных частотах это все?таки не столь привлекательно, особенно если цена будет серьезно завышена. Гораздо более интересно выглядит вариант с более быстрой памятью и, соответственно, с большей тактовой частотой чипов. Кстати, именно таким продуктом является Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition.

Исследование производительности видеокарт

Список участников тестирования вы можете увидеть ниже:

  • Sapphire Radeon HD 3650 OC Edition (800/1800);
  • Sapphire Radeon HD 3450 (600/1000);
  • GeForce 8600 GT (540/1180/1400);
  • Radeon HD 2600 XT (800/1400);
  • Radeon HD 2400 XT (700/1400).

Тестовый стенд

Для выяснения уровня производительности видеокарт, рассмотренных выше, нами была собрана тестовая система нижеследующей конфигурации:

  • Процессор — Core 2 Duo E6550 (333?7, L2=4096 КБ) @ (456-7 = 3192 МГц);
  • Система охлаждения — Xigmatek HDT-S1283;
  • Термоинтерфейс — Arctic Cooling MX-2;
  • Оперативная память — Corsair TWIN2в6400С4?2048;
  • Материнская плата — Asus P5B-Deluxe (Bios 1206);
  • Блок питания — Silverstone DA850 (850 Вт);
  • Жесткий диск — Serial?ATA Western Digital 500 ГБ, 7200 rpm;
  • Операционная система — Windows XP Service Pack 2;
  • Видеодрайвер — Forceware 169.21 для видеокарт NVIDIA, Catalyst 8.3 для плат AMD;
  • Монитор — Benq FP91GP.

Используемые драйверы

Драйвер ATI Catalyst был сконфигурирован следующим образом:

  • Catalyst A. I.: Standart;
  • MipMap Detail Level: High Quality;
  • Wait for vertical refresh: Always off;
  • Adaptive antialiasing: Off;
  • Temporal antialiasing: Off;
  • Остальные настройки: по умолчанию.

Драйвер ForceWare, в свою очередь, использовался при следующих настройках:

  • Texture Filtering: High quality;
  • Anisotropic sample optimization: Off;
  • Trilinear optimization: Off;
  • Threaded optimization: On;
  • Gamma correct antialiasing: On;
  • Transparency antialiasing: Off;
  • Vertical sync: Force off;
  • Остальные настройки: по умолчанию.

Используемые тестовые пакеты:

  • Doom, Build 1.1 — тестирование в утилите BenchemAll. Для теста на одном из уровней игры нами было записано демо;
  • Prey, Build 1.3 — тестирование через HOC Benchmark, демо HWzone. Boost Graphics выключен. Качество изображения Highest. Двукратный прогон демо;
  • F.E.A.R., Build 1.0.8 — тестирование через встроенный бенчмарк. Soft Shadows выключено;
  • Need For Speed Carbon, Build 1.4 — максимальные настройки качества. Motion Blur отключен. Тестирование проходило посредством Fraps;
  • TimeShift, build 1.2 — детализация форсировалась в двух вариантах: Low detail (Fastest), Medium Detail (Average). Тестирование проходило посредством Fraps;
  • Unreal Tournament 3, build 1.2 — максимальные настройки качества. Прогон демо на уровне VCTF-Suspense;
  • World In Conflict, build 1.007 — использовалось два варианта настроек: Medium и High. Во втором случае отключались фильтры качества (анизотропная фильтрация и сглаживание). Тестирование проходило с помощью встроенного бенчмарка;
  • Crysis, build 1.2 — тестирование в режимах Low и Medium. Тестирование проходило посредством Fraps.

* После названия игры указан build, т. е. версия игры. Мы стараемся добиться максимальной объективности теста, поэтому используем игры только с последними патчами.

Результаты тестирования

 

Doom 3

Doom 3 Doom 3

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

 

Prey

Prey Prey

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

 

F. E. A. R.

F.E.A.R. F.E.A.R.

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

 

Need For Speed Carbon

Need For Speed Carbon Need For Speed Carbon

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

 

TimeShift

TimeShift TimeShift

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

 

Unreal Tournament 3

Unreal Tournament 3 Unreal Tournament 3

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

 

World In Conflict

World In Conflict World In Conflict

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

 

Crysis

Crysis Crysis

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

Тестирование видеоадаптеров нижнего ценового диапазона

 

Комментарий к тестированию

Напомню вам, что после того, как мы приводим результаты тестирования, мы также оставляем комментарий относительно того, что нам удалось обнаружить в ходе исследования. При этом это даже не итог, а скорее совокупность замечаний или наблюдений. В этот раз все наши комментарии будут касаться продукции компании AMD или ATI, если угодно. Это, впрочем, и неудивительно. Ведь обзор посвящен именно решениям данного производителя. Наблюдения по большей части относятся к драйверу Catalyst 8.3. Нельзя не заметить того, что производительность относительно предыдущих версий возросла более чем значительно. Особенно это касается World In Conflict. В наших предыдущих материалах я уже не раз подмечал плачевную скорость карт от ATI в данной стратегии. Однако, как оказалось, соответствующая работа над ошибками была проведена, и на сегодняшний день продукция канадской компании не просто конкурирует, но и опережает аналогичные решения производства NVIDIA. Позитивные сдвиги замечены и в других играх, таких как Crysis и TimeShift.

Второй комментарий, как ни странно, вновь относится к игре World In Conflict. Дело все в том, что несмотря на отличные показатели общей производительности карт AMD, до сих пор наблюдатся серьезные скачки фпс. Более того, я бы обратил ваше внимание на то, что минимальный фпс на платах AMD в 1,5—2 раза меньше, чем у конкурирующих видеокарт NVIDIA. Иначе говоря, фреймрэйт скачет, как ему заблагорассудится. И лишь благодаря максимальным значениям, средний фпс в результате оказывается довольно высоким. К сожалению, на графиках мы не приводим результатов минимального фпс. Думаю, что в будущем этот недостаток будет необходимо устранить. Иначе читатель может быть введен в некоторое заблуждение полученными показателями.

В остальном все прошло довольно обыденно. Никаких проблем с работой карт замечено не было. Единственное, что немного расстраивает, так что это некоторые дефеты изображения в Crysis. Правда, они имеют место на платах обоих производителей.

Качество изображения

Мы изучили уровень производительности видеокарт как от ATI, так и от NVIDIA. Однако достаточно давно мы не обращали внимания на такой важный момент, как качество картинки. Мы решили устранить этот недочет. Поэтому приводим качество изображения на GeForce 8600 GT и Radeon HD 3650 в Need For Speed Carbon и Crysis. Скриншоты приведены в разрешении 1600?1200.

Need For Speed Carbon
GeForce 8600 GT
Need For Speed Carbon
Radeon HD 3650

В режиме без фильтров качество абсолютно одинаковое. Разницу обнаружить очень сложно. А во время игры вы её уж точно не увидите.

 

Need For Speed Carbon
GeForce 8600 GT
Need For Speed Carbon
Radeon HD 3650

А вот в случае сглаживания Radeon HD 3650 справляется несколько лучше. На GeForce 8600 GT при 4?ех кратном FSAA по?прежнему отсается немного заметная «лесенка». На карте от AMD таких проблем нет.

Crysis
GeForce 8600 GT
Crysis
Radeon HD 3650

При Low Detail картинка идентична.

 

Crysis
GeForce 8600 GT
Crysis
Radeon HD 3650

В Medium Detail наблюдается минимальное преимущество Radeon HD 3650. В целом же, хочется сказать, что на сегодняшний день качество изображения как на NVIDIA, так и AMD видеокартах находится примерно на одном уровне. Некоторое премущество у AMD есть лишь в режимах со сглаживанием.

Итоги

Подведем итоги. Новая линейка карт от AMD, по сути, не несет никаких нововведений, однако цена, по заявлениям компании, будет несколько ниже, чем у предшественниц благодаря удешевлению производства. В результате, если вы являетесь обладателем, допустим, Radeon HD 2600 Pro или XT, то в покупке новинок смысла нет. А вот если вы по?прежнему используете платы прошлых поколений и хотите приобрести продукт с невысокой ценой и поддержкой DirectX 10.1, то серия Radeon HD 3400 и 3600 может стать хорошим выбором.

Относительно продуктов от Sapphire стоит сказать лишь, что это отличные и очень интересные решения, чье основное преимущество заключается прежде всего в большем объеме памяти. Кроме того, Sapphire устанавливает на Radeon HD 3650 быструю память, что гарантирует высокие тактовые частоты и, соответственно, большую производительность.

Комментарии

Добавить комментарий