GeForce 8800 GTS 512 МБ — исследуем и тестируем плату от XFX
В нашем прошлом материале мы взглянули на то, что происходит в нижнем ценовом диапазоне, в котором не так давно появились новинки от AMD — серии Radeon HD 3400 и HD 3600. Сегодня мы несколько поднимем наш взор в иерархии карт и поговорим о старших моделях. Героем нашего обзора на этот раз станет GeForce 8800 GTS 512 МБ.
Что же собой представляет GeForce 8800 GTS 512 МБ? Название, прямо скажем, не дает однозначного ответа. С одной стороны, это каким-то образом напоминает прошлые топовые решения на чипе G80. С другой стороны, объем памяти — 512 МБ, т. е. меньше, чем у соответствующих предшественников. В результате, выходит, что индекс GTS вкупе с числом 512 просто-напросто вводит в заблуждение потенциального покупателя. А ведь на самом деле речь идет, если не о самом быстром, то, в любом случае, одном из самых быстрых графических решений, представленных на данный момент компанией NVIDIA. И основана данная карта вовсе не на уходящем в прошлое G80, а на куда более прогрессивном G92, на котором, кстати, базировалась GeForce 8800 GT. Чтобы внести еще большую ясность в описание сущности GeForce 8800 GTS 512 МБ, перейдем непосредственно к характеристикам.
Сравнительные характеристики GeForce 8800 GTS 512 МБ
Модель | Radeon HD 3870 | GeForce 8800 GT | GeForce 8800 GTS 640 МБ | GeForce 8800 GTS 512 МБ | GeForce 8800 GTX |
---|---|---|---|---|---|
Кодовое название ядра | RV670 | G92 | G80 | G92 | G80 |
Тех. процесс, нм | 65 | 65 | 90 | 65 | 90 |
Количество потоковых процессоров | 320 | 112 | 96 | 128 | 128 |
Количество текстурных блоков | 16 | 56 | 24 | 64 | 32 |
Количество блоков блендинга | 16 | 16 | 20 | 16 | 24 |
Частота ядра, МГц | 775 | 600 | 513 | 650 | 575 |
Частота шейдерного блока, МГц | 775 | 1500 | 1180 | 1625 | 1350 |
Эффективная частота видеопамяти, МГц | 2250 | 1800 | 1600 | 1940 | 1800 |
Объем видеопамяти, МБ | 512 | 256 / 512 / 1024 | 320 / 640 | 512 | 768 |
Разрядность шины обмена данных, Бит | 256 | 256 | 320 | 256 | 384 |
Тип видеопамяти | GDDR3 / GDDR4 | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 |
Интерфейс | PCI-Express 2.0 | PCI-Express 2.0 | PCI-Express | PCI-Express 2.0 | PCI-Express |
Взглянем на приведенную выше таблицу. На основе этих данных мы можем сделать вывод, что перед нами вполне оформленное и крепкое решение, способное наравне тягаться с текущими топами калифорнийской компании. По сути, мы имеем полноценный чип G92 с поднятыми частотами и очень быструю GDDR3 память, работающую почти на 2 ГГц. Кстати, о том, что в изначальном варианте G92 должен был иметь именно 128 потоковых процессоров и 64 текстурных блока мы говорили еще в обзоре GeForce 8800 GT. Как видите, для модели с индексом GT не просто так был выделен несколько урезанный чип. Данный ход позволил несколько разграничить сегмент производительных видеокарт и создать в нем еще более совершенный продукт. Тем более, что именно сейчас производство G92 уже прекрасно налажено и число чипов, способных работать на частотах более 600 МГц довольно велико. Впрочем, даже в первых ревизиях G92 довольно легко покорял 700 МГц. Сами понимаете, что теперь этот рубеж не является пределом. В этом мы еще успеем убедиться по ходу материала.
XFX GeForce 8800 GTS 512 МБ
Итак, перед нами продукт компании XFX — видеокарта GeForce 8800 GTS 512 МБ. Именно данная модель и станет сегодня объектом нашего пристального изучения.
Наконец, перед нами сама плата. Основой для продукта XFX служит референс-дизайн, поэтому все, что будет сказано относительно данного продукта, можно отнести и к большинству решений других компаний. Ведь не для кого ни секрет, что на сегодняшний день подавляющее число производителей базируют дизайн своей продукции именно на том, что предлагает NVIDIA.
В отношении GeForce 8800 GTS 512 МБ нельзя не заметить, что печатная плата позаимствована у GeForce 8800 GT. Она значительно упрощена относительно видеокарт на G80, однако полностью отвечает требованиям новой архитектуры. В результате, можно сделать вывод, что выпуск GeForce 8800 GTS 512 МБ вряд ли был чем-то осложнен. Мы имеем ту же PCB и почти тот же чип, что и у предшественницы с индексом GT.
Что касается размеров рассматриваемой видеокарты, то в этом плане она полностью соответствует GeForce 8800 GTS 640 МБ. В чем вы можете убедиться сами на основе приведенного фото.
NVIDIA сочла нужным внести изменения в системе охлаждения. Она претерпела серьезные изменения и теперь напоминает своим видом все-таки кулер классической GeForce 8800 GTS 640 МБ, нежели GeForce 8800 GT.
Конструктив кулера достаточно прост. Он состоит из алюминиевого оребрения, продувом которой занимается соответствующая турбина. Пластины радиатора пронизывают медные тепловые трубки диаметром 6 мм каждая. Контакт с чипом осуществляется посредством медной подошвы. Тепло снимается с основания и переносится на радиатор, где и впоследствии рассеивается.
Наш экземпляр GeForce 8800 GTS был оснащен чипом G92 ревизии А2, выпущенным на Тайване. Память набрана 8-ю чипами производства Qimonda со временем выборки 1.0 нс.
Наконец, мы вставили видеокарту в слот PCI-E. Плата без проблем определилась и позволила установить драйвера. Не возникло трудностей и в отношении вспомогательного софта. GPU-Z вполне корректно выводил всю необходимую информацию.
Частота GPU составляет 678 МГц, памяти — 1970 МГц, шейдерного домена — 1700 МГц. В результате, мы вновь видим, что XFX не изменяет себе в привычке, поднимать частоты выше заводских. Правда, на этот раз прибавка невелика. Но обычно в ассортименте компании достаточно много карт одной серии, различающихся частотами. Некоторые из них, наверняка, имеют большие показатели.
Riva Tuner также нас не подвел и вывел всю информацию на мониторинге.
После этого мы решили проверить, насколько хорошо справляется со своей задачей штатный кулер. У GeForce 8800 GT с этим были серьезные проблемы. Система охлаждения имела довольно сомнительный запас эффективности. Этого, конечно, хватало для того, чтобы использовать плату в номинале, но для большего требовалась замена кулера.
Однако у GeForce 8800 GTS с этим все в порядке. После продолжительной нагрузки температура поднялась лишь до 61 °C. Это отличный результат для столь производительного решения. Впрочем, в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя. Не обошлось и здесь без этого. К сожалению, система охлаждения жутко шумит. Причем, шум становится довольно неприятным уже при 55 °C, что нас даже удивило. Ведь чип почти не нагрелся. С какой стати турбина начинает интенсивно работать?
Тут нам на помощь пришел Riva Tuner. Данная утилита полезна не только тем, что позволяет разгонять и настраивать работу видеокарты, но и имеет функции управления оборотами кулера, если, конечно, плата сама имеет поддержку этой опции.
Мы решили выставить обороты на 48 % — это абсолютно тихая работа карты, когда вы можете полностью забыть о её шуме.
Однако подобные корректировки привели к увеличению температуры. На этот раз она составила 75 °C. Конечно, температура немного высоковата, но, на наш взгляд, это стоит того, чтобы избавиться от воя турбины.
Впрочем, на этом мы не остановились. Мы решили проверить, как поведет себя видеокарта при установке какой-либо альтернативной системы охлаждения.
Выбор пал на Thermaltake DuOrb — эффективную и стильную систему охлаждения, которая в свое время неплохо справилась с охлаждением GeForce 8800 GTX.
Температура упала на 1 °C относительно штатного кулера, работающего на автоматических оборотах (в нагрузке обороты автоматически увеличивались до 78 %). Что же, конечно, разница в эффективности ничтожна мала. Однако уровень шума также стал существенно меньше. Правда, бесшумным Thermaltake DuOrb тоже не назовешь.
В итоге, новый штатный кулер от NVIDIA оставляет лишь благоприятные впечатления. Он очень эффективен и, кроме того, позволяет выставлять любой уровень оборотов, что подойдет любителям тишины. Тем более, что даже в этом случае он хотя и хуже, но справляется с поставленной задачей.
Наконец, упомянем о разгонном потенциале. Он, кстати, как оказалось, одинаков, что для штатного кулера, что для DuOrb. Ядро удалось разогнать до 805 МГц, шейдерный домен до 1944 МГц, а память до 2200 МГц. Не может не радовать, что топовое решение, которое изначально обладает высокими частотами, имеет еще солидный запас, причем это касается как чипа, так и памяти.
Итак, мы рассмотрели видеокарту GeForce 8800 GTS 512 МБ производства XFX. Мы могли бы на этом моменте плавно перейти к тестовой части, однако мы решили рассказать об еще одном интересном решении, на этот раз из стана ATI, производства PowerColor.
PowerColor Radeon HD 3870 DDR3 512 МБ
Основная особенность данной видеокарты — память DDR3. Напомню вам, что большинство компаний выпускают Radeon HD 3870 с DDR4. Таким же типом памяти был оснащен и референс-вариант. Однако компания PowerColor достаточно часто избирает нестандартные пути и наделяет свою продукцию отличными от остальных особенностями.
Впрочем, другой тип памяти — не единственное отличие платы PowerColor от сторонних решений. Дело в том, что компания также решила оснастить видеокарту не стандартной турбиной, кстати, довольной эффективной, а еще более производительным продуктом от ZeroTherm — кулером GX810.
PCB упрощено. По большей части это коснулось системы питания. В этой области должно присутствовать четыре керамических конденсатора. Причем на большинстве плат они расположены подряд, вплотную друг к другу. На плате от PowerColor их осталось три штуки — два из них располагаются там, где и должны, и еще один вынесен к верхней части.
Несколько сглаживает впечатление от таких особенностей присутствие алюминиевого радиатора на цепях питания. Во время нагрузки они способны серьезно нагреваться, так что охлаждение будет не лишним.
Чипы памяти закрыты медной пластиной. На первый взгляд, это может порадовать, ведь это элемент, способный снизить температуру при нагреве памяти. Однако в действительно все обстоит не совсем так. Во-первых, пластину на данном экземпляре карты снять не удалось. По всей видимости, она крепко держится на термоклее. Возможно, если приложить усилия, то радиатор можно удалить, но мы усердствовать не стали. Поэтому о том, какая память установлена на карту, мы так и не узнали.
Второе, за что нельзя похвалить PowerColor, — это то, что кулер имеет конструкцию, способную направлять воздух на PCB, тем самым, снижая её температуру. Однако пластина этому обдуву частично препятствует. Нельзя сказать, что она совсем мешает. Но любые радиаторы на памяти были бы гораздо лучше вариантом. Или, по крайне мере, не стоит использовать термоинтерфейс, после которого пластину не возможно снять.
Не обошлось без проблем и самим кулером. Да, конечно, ZeroTherm GX810 — хороший кулер. Его эффективность находится на отличном уровне. Этому во многом способствует полностью медная чаша в качестве радиатора с длинной медной трубкой, пронизывающие все пластины. Но вот проблема в том, что на плате распаян 2-ух пинный коннектор. В результате кулер всегда работает в одном режиме, а именно — максимальном. С самого момента включения компьютера вентилятор кулера работает на предельных оборотах, создавая очень серьезный шум. С этим еще можно было бы смириться, относись это исключительно к 3D, все-таки мы были знакомы с более шумными Radeon X1800 и X1900, но вот когда кулер так шумит в 2D… Это не может не вызывать раздражения.
Радует лишь, что проблема эта решаемая. Ведь вы можете использовать регулятор оборотов. Мы, например, так и сделали. На минимальных оборотах кулер бесшумный, только вот эффективность сразу серьезно падает. Есть и другой вариант — сменить охлаждение. Его мы тоже пробовали. Для этого мы взяли все тот же Thermaltake DuOrb и обнаружили, что установка не возможна.
С одной стороны, монтажные отверстия подходят, только вот крупные конденсаторы на PCB препятствуют крепежу. В результате, осмотр платы мы завершаем на довольно негативной ноте. Перейдем к тому, как ведет себя видеокарта, когда установлена в компьютер.
Частота ядра составляет 775 МГц, что соответствует референсу. А вот частота памяти гораздо ниже традиционной значения — лишь 1800 МГц. Однако тут не стоит особо удивляться. Мы имеем дело с DDR3. Так что это вполне адекватный показатель. Кроме того, имейте ввиду, что DDR4 имеет значительно большие задержки. Таким образом, конечная производительность будет примерно на одном уровне. Разница будет проявляться лишь в приложениях, требовательных к пропускной способности.
Кстати, я обратил бы ваше внимание на то, что плата имеет БИОС 10.065. Это достаточно старая прошивка и в ней, наверняка, присутствует ошибка PLL VCO. В результате, вы не сможете разогнать вашу карту выше 862 МГц. Однако исправить это довольно просто. Для этого достаточно обновить БИОС.
Riva Tuner без проблем вывел всю необходимую информацию о частотах и температуре.
Температуре в нагрузке составила 55 °C, т. е. карта почти не нагрелась. Возникает лишь вопрос: если есть такой запас по эффективности, зачем использовать исключительно максимальные обороты для кулера?
Теперь о разгоне. В общем-то, не секрет, что частотный запас RV670 довольно мал, однако у нашего экземпляра она оказался ужасно мал. Нам удалось поднять частоту лишь на 8 МГц, т. е. до 783 МГц. Память показала более выдающиеся результаты — 2160 МГц. Отсюда можно сделать вывод, что на карте, скорее всего, используется память со временем выборки 1.0 нс.
Исследование производительности видеокарт
Список участников тестирования вы можете увидеть ниже:
- GeForce 8800 GTS 512 МБ (650/1625/1940);
- GeForce 8800 GTS 640 МБ (513/1180/1600);
- Radeon HD 3870 DDR3 512 МБ (775/1800);
- Radeon HD 3850 512 МБ (670/1650).
Тестовый стенд
Для выяснения уровня производительности видеокарт, рассмотренных выше, нами была собрана тестовая система нижеследующей конфигурации:
- Процессор — Core 2 Duo E6550 (333?7, L2=4096 КБ) @ (456?7 = 3192 МГц);
- Система охлаждения — Xigmatek HDT-S1283;
- Термоинтерфейс — Arctic Cooling MX-2;
- Оперативная память — Corsair TWIN2в6400С4-2048;
- Материнская плата — Asus P5B Deluxe (Bios 1206);
- Блок питания — Silverstone DA850 (850 Вт);
- Жесткий диск — Serial-ATA Western Digital 500 ГБ, 7200 rpm;
- Операционная система — Windows XP Service Pack 2;
- Видеодрайвер — Forceware 169.21 для видеокарт NVIDIA, Catalyst 8.3 для плат AMD;
- Монитор — Benq FP91GP.
Используемые драйверы
Драйвер ATI Catalyst был сконфигурирован следующим образом:
- Catalyst A.I.: Standart;
- MipMap Detail Level: High Quality;
- Wait for vertical refresh: Always off;
- Adaptive antialiasing: Off;
- Temporal antialiasing: Off;
- Остальные настройки: по умолчанию.
Драйвер ForceWare, в свою очередь, использовался при следующих настройках:
- Texture Filtering: High quality;
- Anisotropic sample optimization: Off;
- Trilinear optimization: Off;
- Threaded optimization: On;
- Gamma correct antialiasing: On;
- Transparency antialiasing: Off;
- Vertical sync: Force off;
- Остальные настройки: по умолчанию.
Используемые тестовые пакеты:
- Doom, Build 1.1 — тестирование в утилите BenchemAll. Для теста на одном из уровней игры нами было записано демо;
- Prey, Build 1.3 — тестирование через HOC Benchmark, демо HWzone. Boost Graphics выключен. Качество изображения Highest. Двукратный прогон демо;
- F.E.A.R., Build 1.0.8 — тестирование через встроенный бенчмарк. Soft Shadows выключено;
- Need For Speed Carbon, Build 1.4 — максимальные настройки качества. Motion Blur отключен. Тестирование проходило посредством Fraps;
- TimeShift, build 1.2 — детализация форсировалась в двух вариантах: High Detail и Very High Detail. Тестирование проходило посредством Fraps;
- Unreal Tournament 3, build 1.2 — максимальные настройки качества. Прогон демо на уровне VCTF?Suspense;
- World In Conflict, build 1.007 — использовалось два варианта настроек: Medium и High. Во втором случае отключались фильтры качества (анизотропная фильтрация и сглаживание). Тестирование проходило с помощью встроенного бенчмарка;
- Crysis, build 1.2 — тестирование в режимах Medium и High. Тестирование проходило посредством Fraps.
* После названия игры указан build, т. е. версия игры. Мы стараемся добиться максимальной объективности теста, поэтому используем игры только с последними патчами.
Результаты тестирования
Doom 3
Prey
F.E.A.R.
Need For Speed Carbon
TimeShift
Unreal Tournament 3
World In Conflict
Crysis
Комментарий к тестированию
Несмотря на то, что сегодняшний обзор по большей части посвящен GeForce 8800 GTS 512 МБ, первый наш комментарий будет относиться именно к продукции ATI — платам на чипе RV670. Хочется отметить, что все те изменения, которые были внесены в последних версиях драйверов принесли более чем серьезные сдвиги в плане производительности. Но если в режиме чистой скорости и так не было особых проблем, то в режимах со сглаживанием карты от ATI серьезно прибавили. Теперь включение фильтров качества приводит к почти такому же падению скорости, что и на аналогах от NVIDIA.
Также хочется выделить результаты Radeon HD 3850 512 МБ, данное решение, отличаясь от модели Radeon HD 3870 лишь частотами, демонстрирует великолепный уровень производительности за свою цену, которая на данный момент колеблется в российской рознице от 200 до 250 долларов в зависимости от производителя и используемого дизайна. Модель от PowerColor — Radeon HD 3870 DDR3 демонстрирует еще больший фпс, при этом стоимость карты не многим превышает аналогичную у младшей модели.
Наконец, скажем о главном участнике тестирования — GeForce 8800 GTS 512 МБ. Как и следовало ожидать, исходя из характеристик, данная карта значительно опережает версию с 640 МБ памяти. При этом стоит иметь ввиду, что в новых играх, таких как Crysis, разрыв наиболее велик и может достигать 50 %. А этого вполне достаточно для того, чтобы уверенно опережать и GeForce 8800 GTX, которая в среднем на 30 % быстрее GeForce 8800 GTS 640 МБ и немногим быстрее GeForce 8800 GT.
В результате мы имеем пока наиболее сбалансированное и продуманное решение в High-End среди продукции NVIDIA. Для нас даже не так важно, быстрее ли GeForce 8800 GTS 512 МБ, чем GeForce 8800 Ultra, или нет. В конечном счете, разница в цене настолько велика, что практической пользы в последней крайне мало. Кроме того, у платы на G92 в запасе есть значительный разгонный потенциал, так что, как не крути, а продукт этот куда более интересный.
Итоги
В итоге, можно сказать, что сегодня нами было рассмотрено два очень интересных и, что самое главное, конкурентоспособных продукта. Да, они имеют разные цены, но каждый из них продемонстрировал очень хорошее соотношение стоимости и производительности, поэтому потенциально и GeForce 8800 GTS 512 МБ, и Radeon HD 3870 с памятью DDR3 могут стать отличной покупкой.
В отношении именно продукта XFX GeForce 8800 GTS отметим, что эта карта основана на референс-дизайне, что прежде всего означает наличие очень эффективной системы охлаждения, которая находится на уровне с большинством альтернативных решений. Частоты карты немного выше эталонных, что выделяет данное решение в плане производительности. Однако тестирование показало, что плата имеет серьезный задел в плане разгона.
Продукт от PowerColor, Radeon HD 3870, продемонстрировал отличный уровень производительности, что выглядит очень привлекательно на фоне его стоимости, но при оценке карты не стоит забывать о массе недостатков. Это очень шумная система охлаждения, у которой нет функции регулировки оборотов, слабый потенциал разгона ядра и, наконец, пластина на памяти, которую нам снять так и не удалось.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.