FAQ чистка вентиляторов

22 ноября 2007

FAQ Чистка вентиляторов

Всем известно, что после некоторого периода времени любимые моддерами вентиляторы (aka карлсоны, пропеллеры, вентили) имеют очень неприятное свойство издавать раздражающий слух шум, который порой доходит до 30-40 дЦб. Это случается по некоторым причинам, например, из-за пыли, которая огромным слоем покрывает лопасти и попадает в механизм, или из-за недостатка смазки.

Мы будем рассматривать чистку, разбор и сбор на примере кулера для жестких дисков (HDD)

чистка кулера

Модули охлаждения для харда, при покупке не издавали ни единого звука, но после года круглосуточного использования истаскались и начинали немного напрягать слух.

Для начала обязательно надо протереть вентилятор от пыли.

Грубую пыль убираем с помощью пылесоса. Прямо не снимая вентилятор с радиатора. А вот для снятия тонкого слоя пыли, которую не смог удалить пылесосом, придется удалять руками, предварительно разобрав всю конструкцию на составные части:

  • Радиатор;
  • Вентилятор;
  • Планки крепления;
  • Винты и пр.элементы.

После этого протираем его ватным тампоном, смоченным в водке. Таким же тампоном аккуратно протираются все лопасти самого вентилятора.

чистка кулера

Далее следует аккуратно снять круглую наклейку с задней части (либо ногтями, либо ножом).

чистка кулера

Под наклейкой Вы обнаружите отверстие, через которое собственно и осуществляется смазка механизма.

Чем смазывать?

Для этих целей хорошо подходит масло для швейных машин, стоит около 20 руб. и хватит его для этих целей ещё на 5-6 поколений ЭВМ.

чистка кулера

Хватает одной, двух капель и результат уже радует наш слух заметно.

чистка кулера

Также для смазки подойдет:

  • Машинное масло (делится по вязкости, Вам потребуется самое жидкое рассчитанное на плюсовые температуры). Сразу оговоримся, что отработанное масло не подойдет!
  • Масло для смазки часов;
  • Оружейное масло;
  • Масло для швейных машин.

После смазки нужно либо долго крутить лопасти руками, либо приятнее и быстрее подключить вентилятор к тестовому блоку питания и дать ему поработать минутку в свое удовольствие. Затем остаётся лишь протереть заднюю часть от масла, если работа была не аккуратной, приклеить обратно наклейку, чтобы пыль не попадала в сердце вентилятора. Если вы все-таки масло пролили, следует его удалить при помощи любого не агрессивного раствора (одеколон, водка, спирт и т.д.). Скипидар, растворители и т.п. растворы расплавят пластмассовый корпус вентилятора. Если по каким бы то ни было, причинам этикетка пришла в негодность, ее можно заменить обычным широким скотчем.
И можно считать работу законченной, удачных Вам моддов!

Типы вентиляторов и методы смазки

Существует два наиболее распространенных типа вентиляторов:

  1. BallBearing – подшипник качения;
  2. Sleeve – подшипник скольжения.

Метод смазки вентилятора с типом подшипника «BallBearing» следующий:

Каплю смазки капнуть в подшипник плавно проворачивая лопасти. Для подобных вентиляторов применяется любое масло из перечисленных выше или МС1000(есть у любого автолюбителя, при этом методика такая: Каплю смазки капают на горячий, предварительно нагретый нож, и с ножа уже капают на подшипник).

Метод смазки вентилятора с типом подшипника «Sleeve»:

Снять наклейку, иглой снять разрезную контр-шайбу, вынуть крыльчатку. В руках остается некий якорь. Втулку и ось вытираем насухо, можно даже спиртом, смазываем любым маслом приведенным в вышеуказанном списке. Собираем.

P.S. Данная статья написана на основе материалов опубликованных в моддинг-блогах нашего сайта http://forum.modnews.ru/index.php?automodule=blog&blogid=4&

Комментарии
  • Аноним says: 03.04.2010 в 22:52

    спасибо

  • Аноним says: 18.06.2010 в 17:28

    Можно ещё растительным!

  • Аноним says: 07.07.2010 в 22:49

    если смажешь растительным маслом, то рано или поздно он у тебя загустеет, ну а последствия я думаю ясны

  • Аноним says: 30.07.2010 в 15:38

    Я смазал на проце , у меня появился маленький шум. Может я много масла ливонул. Хотя на питании смазал — все супер. Стал намного тише работать СПАСИБО вам большое.

  • Аноним says: 23.05.2011 в 04:35

    все это вранье! кулер смазывать надо жидким силиконом,как и делается в производстве изначально! любое масло вами выше указаные растительное,машинное или таот,все это совреминем засыхает и СТУК-МОТОР обеспечен.в один день кулер не закрутится на проце и конец-а вы будите думать,что кулек хорошо безшумно пашет. проверил на себе .хорошо крышка у меня открыта и увидел эту тормознутость. KOMICH

  • Аноним says: 11.06.2011 в 20:22

    а я пользуюсь вазелином, купленном в аптеке за копейки…..

  • vin2809 says: 05.05.2012 в 23:43

    Где Вы видели смазку в подшипниках блоков питания или видеокарт? Вентилятор начинает тормозить при попадании инородных частиц: пыли, грязи и т.п. Поэтому первое, что нужно сделать при устранении шума, промыть подшипники от грязи при помощи растворителя (спирт или водка). При наличии существенного люфта у подшипника скольжения его можно смазать, но я бы использовал только густую смазку, т.к. жидкая или вытечет полностью, или притянет к себе еще больше пыли. После «реставрации» нужно обязательно ЗАКЛЕИТЬ место нахождения подшипника. И, наконец, последнее: идите в магазин за новым вентилятором, т.к. все восстановления — увы не надолго.

  • Аноним says: 06.07.2012 в 14:14

    Боже мой, сколько дибилов, вы ещё соплями намажьте

Добавить комментарий