Sapphire Radeon HD 2900 XT 512 Мб: Особенности архитектуры, производительность, процессорозависимость
Нам пришлось ждать долго, но вот, наконец, этот момент наступил — в наших руках находится Radeon HD 2900 XT. О данном решении сегодня и пойдет речь….
Как уже было сказано, Radeon HD 2900 XT, действительно, несколько запоздал. Не то чтобы мы не знали о том, что продукты AMD частенько опаздывают с выходом, однако на этот раз мы все-таки верили, что компания справится со своими проблемами, в том числе связанными с консолидацией AMD и ATI, а также соответствующей реорганизацией, и выпустит свой продукт вовремя.
Как оказалось, ошибались. Релиз новинки затянулся, однако приятным моментом явился тот факт, что релиз не был “бумажным”. После официального релиза видеоадаптеры стали поступать к вендорам, которые, в свою очередь, занялись дальнейшим распространением продукции.
Итак, наконец, новинка попала и к нам в руки. Однако любое рассмотрение было бы неполным без изучения основ. Основами в данном случае служат особенности архитектуры. С них-то мы и начнем.
Особенности архитектуры серии Radeon HD 2900
Было бы глупо полагать, что R600 станет полностью революционным. Конечно же, данное решение представляет собой прежде всего продолжение наработок, заложенных еще в серии R5**. Однако новое время требует новых идей, и архитектуру, которую мы могли видеть на протяжении пары лет, ждали серьезные изменения.
Основой для R600 являются потоковые суперскалярные процессоры. В данном случае они заметно отличаются от скалярных у G80. Общее количество процессоров составляет 64 штуки. Где же заявленные 320, о которых говорит AMD? Тут все просто, каждый из процессоров содержит по 5 ALU, тогда как у G80 их лишь 2. Не трудно подсчитать, что число ALU составляет 320 штук. Именно это значение и указывает AMD в официальных характеристиках. Впрочем, NVIDIA в таком случае могла бы говорить не о 128, а 256 процессорах. Однако прямое сравнение этих значений невозможно. Различия есть как в функциональных особенностях ALU, так и в их частотах.
Важным нововведением является наличие нового диспетчера потоков. Задача данного диспетчера — в распределении нагрузки между унифицированными процессорами. Таким образом, именно данный блок занимается дифференциацией работы процессоров в зависимости от используемого приложения и характера нагрузки.
Одновременно стоит сказать о присутствии в чипе командного процессора. В функции данного элемента входит выполнение команд видеодрайвера. Теоретически, при множественных запросах различных команд присутствие такого блока может привести к значительному приросту производительности. AMD говорит о 30 % прироста как в DirectX 9.0 приложениях, так и в DirectX 10.
По сравнению с прошлым поколением ALU стали функциональнее. Если раньше речь шла об исполнении двух инструкций за такт над 3+1 и 4+1 компонентами, то теперь исполнительные блоки позволяют обрабатывать по пять инструкций за такт над пятью компонентами. И это притом, что число блоков возросло до 64! Одним словом, возможности новой архитектуры по части функциональных блоков необычайно широки.
Однако не стоит в данном случае говорить о каком-то доминировании над конкурирующими решениями от NVIDIA. Дело в том, что различия имеются также и в частотах. У AMD все блоки работают на одной частоте, а именно на 740 МГц, в случае Radeon HD 2900 XT. У NVIDIA же частота шейдерных блоков более чем вдвое превышает частоту растровых блоков. Как уже говорилось выше, прямое сравнение архитектур невозможно. В зависимости от приложения доминировать может тот или иной продукт. Важную роль в данном случае будет играть позиция программистов, создателей игр.
Возвращаясь к исполнительным блокам в R600, будет необходимым упомянуть о наличии блока переходов и ветвлений. Благодаря данному элементу возможно избежать падения производительности на переходе при ветвлении шейдера. Собственно, мы уже достаточно давно отметили, что AMD еще начиная с R520 делает ставку на сложные шейдеры. Не изменяет себе компания и в этот раз. Новая архитектура должна себе хорошо проявить при использовании сложных шейдеров с ветвлениями.
Благодаря потоковому процессору работа текстурных блоков полностью отделена от работы потоковых процессоров. В зависимости от характера используемого приложения потоковый процессор способен распределять нагрузку необходимым образом. Теоретически, это способно значительно повысить уровень производительности.
На схеме мы наглядно можем увидеть четыре текстурных блока. Каждый из них состоит из восьми блоков адресации, двадцати блоков выборки и четырех блоков выборки. Работа текстурных блоков осуществляется распределенным способом. Четыре блока адресации и четыре блока выборки занимаются вершинными выборками. При этом данные блоки не имеют необходимости в использовании блоков фильтрации. Соответственно, остальные элементы текстурных блоков нуждаются в фильтрации. Таким образом, мы получаем, что основная часть выбирает 16 пикселей для 16 блоков фильтрации, тогда как остальные блоки отбирают текстуры без фильтрации.
Среди поддерживаемых фильтраций стоит отметить FP16. При этом говорится о полной скорости, как и при 32 битах. Что касается FP32 фильтрации, то здесь R600 располагает половинной производительностью. К слову, такую же скорость FP32 имеет и чип G80.
Кроме того, декларируется максимальное поддерживаемое разрешение, равное 8192 х 8192, а также поддержка 32-битных HDR форматов текстур. Интересным моментом является то, что R600 не располагает бесплатной трилинейной фильтрацией. Таким образом, при её использовании уровень производительности будет несколько ниже, чем в случае G80, для которого декларируется бесплатная трилинейная фильтрация.
ROP блоки в R600 не претерпели особых изменений. Их количество составляет четыре штуки. Каждый блок записывает по четыре пикселя. Таким образом, мы получаем шестнадцать записываемых пикселей.
Основным нововведением в R600 является внедрение блока тесселяции. Благодаря данному элементу возможно увеличение детализированности и сложности моделей. По задумке производителя, малодетализированные модели способны обрабатываться данным блоком, что позволяет довести модель до необходимого уровня сложности и детальности.
Блок тесселяции является полностью программируемым. AMD заявляет о том, что для нормальной работы блока не требуется соответствующего API со стороны разработчиков приложений. Производитель сам будет производить соответствующее программирование. Кроме того, программируемость блока тесселяции позволяет работать над разными алгоритмами, что делает данный элемент гибким в работе вне зависимости от приложения.
Таким образом, использование блока тесселяции способно увеличить детальность и сложность сцены, при этом не перегружая основной ресурс системы, в том числе центральный процессор.
Второй интересной инновацией стало использование 512-битной шины памяти. До выхода R600 лидером в этом компоненте была NVIDIA с чипом G80, для которого в случае старшей модели шина памяти составляла 384 бита. AMD же решила пойти еще дальше и значительно увеличила потенциал своей шины.
В данном решении есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, мы имеем огромную пропускную способность памяти, которая у Radeon HD 2900 XT достигает более 100 Гб/с. Эта особенность позволяет увеличить уровень производительности в тяжелых режимах, а также при использовании высоких разрешений. Кроме того, при использовании широкой шины возможно добиться высокой пропускной способности при использовании памяти DDR3, т.е. при не самых высоких частотах.
С другой стороны, реализация столь широкой шины памяти приводит к необходимости усложнения дизайна платы, внедрения соответствующей разводки.
Стоит также сказать и об особенностях сглаживания, реализованного в R600. CFAA обладает максимальным числом выборок, достигающим 24. При этом расположение субпикселей является программируемым. Пользователь может сам выбирать необходимый уровень качества, выставляя соответствующий фильтр. Одновременно чип R600 сохранил все традиционные возможности. Это касается как адаптивного сглаживания и сглаживания гамма-коррекции, так и temporal antialiasing.
В целом, стоит отметить очень интересную реализацию системы сглаживания. Возможности полностью программируемы. Разработчик может четко контролировать уровень качества. Это же касается и создателей игр. Подобный подход должен привести к отличным результатам качества.
Кроме того, в новой линейке видеоадаптеров от AMD реализован встроенный аудиочип. Таким образом, необходимость во внешнем аудио теперь отпадает. Все необходимые возможности присутствуют в видеоадаптере. При этом AMD не оснащает свои платы специальным разъемом HDMI. Для использования всех необходимых функций применяется соответствующий переходник к DVI выходу. При этом полоса пропускания в данном случае полностью отвечает тем потребностям, что необходимы при передаче видео и аудио одновременно.
Одним словом, очень интересные инновации, которые, наверняка, найдут отклик среди потенциальных покупателей. Среди всех особенностей стоит отметить мощные возможности исполнительных блоков, интересную реализацию работы текстурных блоков, а также широкие возможности сглаживания. Как проявит себя видеоадаптер на практике? Это, пожалуй, является наиболее важным вопросом. В теории R600 – более чем удачное решение, которое обладает отличными показателями не только для сегодняшнего дня, но и для дня завтрашнего. Но так ли оно хорошо в реальных приложениях? Изучением данного вопроса мы займемся.
Для этого нами будет использоваться видеоадаптер от Sapphire.
Sapphire Radeon HD 2900 XT 512 Мб
Sapphire Radeon HD 2900 XT поставляется в габаритной упаковке, выполненной в синем цвете, начиная от светлых тонов в нижней части и заканчивая темными в верхней части. На самой же упаковке изображен новый для покупателя герой. Если раньше на коробки Sapphire производитель наносил изображение биороботов и инопланетян, то теперь персонажи стали более приземленными, если в данном случае так можно выразиться. 🙂
На лицевой стороне упаковке также декларируется основной перечень поддерживаемых технологий и конструктивных особенностей. Тут стоит отметить сообщение о поддержке HDMI, HD Audio, VIVO.
На задней же стороне покупателю представляется возможным узнать полные технические характеристики Sapphire Radeon HD 2900 XT.
Мы не раз отмечали, что безопасность при транспортировке является важным моментом, поэтому упаковка должна предусматривать соответствующее расположение отдельных составляющих комплектации.
Однако в данном случае все предусмотрено до мелочей.
Видеоадаптер размещен не только в отдельном отсеке, но и защищен как картонной полостью, так и прозрачной пластиковой.
Очень порадовал комплект поставки, который, в свою очередь, располагается в отдельной коробке, размещенной в нижней части упаковки.
В числе аксессуаров, идущих в комплекте, мы можем обнаружить четыре диска:
- CyberLink PowerDVD;
- CyberLink PowerDirector;
- Futuremark 3D Mark 2006;
- Диск с программным обеспечением от Sapphire.
В комплекте с Sapphire Radeon HD 2900 XT идет подробное руководство по использованию платы. Также приятным дополнением будет наличие купона на игру Half-Life 2. Очень весомое, надо сказать, дополнение.
Не забыл производитель и о шнурах и переходниках. Таким образом, в комплекте мы также можем обнаружить:
- Два переходника DVI / D-Sub;
- Переходник с DVI на HDMI;
- Разветвитель для HDTV и VIVO;
- Разветвитель с S-Video на коаксильный разъем.
В целом, по части комплектации Sapphire можно поставить твердую пятерку. В числе аксессуаров можно обнаружить все, что необходимо для эксплуатации платы и даже сверх того.
Теперь, наконец, о самой Sapphire Radeon HD 2900 XT. Данный видеоадаптер обладает значительными габаритами. Длина печатной платы составляет примерно 241 мм. По данному показателю Radeon HD 2900 XT несколько превосходит конкурирующее решение, в лице GeForce 8800 GTS, у которой длина равна 228 мм. Впрочем, разница составляет чуть более одного сантиметра, что вряд ли можно назвать существенным.
Габаритная система охлаждения протягивается почти по всей площади Sapphire Radeon HD 2900 XT, оставляя пространство лишь в крайне правой части.
Задняя часть платы выглядит достаточно традиционно. Это касается прежде всего способа крепежа системы охлаждения. В данном случае это металлическая рамка, закрепляющая кулер на четырех винтах, которые, в свою очередь, являются частью самой рамки, т.е. не вынимаются после откручивания.
Кроме того, стоит отметить наличие черной пластины, протягивающейся по задней части платы. Она закрепляется с помощью восьми винтов.
Sapphire Radeon HD 2900 XT оснащена цифровой системой питания, которая активно используется еще со времен выпуска решений на базе чипа R520. Питание кулера происходит посредством четырехпинного разъема.
Отличительной чертой нового топового поколения видеоадаптеров от AMD является наличие двух разъемов для дополнительного питания, один из которых восьмипинный, а второй шестипинный. В данном случае особо не стоит расстраиваться тем, у кого блок питания не оснащен восьмиконтактным шнуром питания. Для нормальной работы платы будет достаточно и двух шестипинных шнуров, присутствующих у большинства современных блоков питания.
Sapphire Radeon HD 2900 XT обладает двумя выходами DVI. Кроме того, имеется поддержка VIVO.
Несмотря на то, что в новом решении реализована шина памяти на 512 бит, разработчикам удалось добиться того, что дизайн платы хотя и сложен, но отвечает всем необходимым показателям, таким как, например, размер. Как мы уже говорили, длина печатной платы находиться на уровне с конкурирующими решениями от NVIDIA.
Компоновка элементов на карте необычайно плотная. Это и неудивительно, ведь при сохранении адекватных показателей размера система питания значительно усложнилась.
Однако чем-то пришлось пожертвовать. Речь идет о том, что пришлось вынести восемь чипов памяти на заднюю сторону платы, тогда как еще восемь чипов располагаются на лицевой стороне. В данном случае это совершенно необходимая мера, т.к. на лицевой стороне и так почти нет места для размещения дополнительных элементов.
Чип R600 произведен на Тайване и работает на заявленной номинальной частоте, что составляет 740 МГц.
Память набрана 16-ю чипами производства Hynix. Время доступа памяти составляет 1 нс. Общий объем памяти составляет 512 Мб.
За реализацию функций VIVO отвечает чип ATI Theater, произведенный на Тайване.
AMD достаточно давно использует в качестве систем охлаждения массивные турбины. Не изменила себе компания и при создании Radeon HD 2900 XT. Разве что турбина стала еще более габаритной и массивной.
Внешняя часть кулера выполнена из пластмассы. Контакт с чипами памяти происходит через соответствующие термопрокладки.
Для охлаждения чипов памяти служит и металлическая рамка, размещаемая с задней части платы. Таким образом, все чипы памяти не обошлись без охлаждения.
Вся конструкция кулера легко разбирается. Для отделения кожуха от основной части достаточно открутить несколько винтов.
В основе рабочего тела системы охлаждения лежит массивный медный радиатор, в конструктив которого входит две медные тепловые трубки. Рабочее тела данного элемента подразумевает съем подошвой тепла с чипа и дальнейший перенос тепла трубками на радиатор, выполненный из отдельных пластин. При этом пластины располагаются горизонтально, параллельно друг другу, что обеспечивает оптимальную продуваемость оребрения.
За охлаждение рабочего тела отвечает небольшая турбина. По своему конструктиву она аналогична тому, что мы можем встретить у GeForce 8800, однако скорость вращения крыльчатки в нашем случае гораздо выше. Работа турбины осуществляется от 12 В при 0.94 А токе.
Система охлаждения устроена таким образом, что весь воздух забирается турбиной и затем прогоняется через все рабочее тело кулера с дальнейшим выбросом этого воздуха за пределы корпуса. Это очень важный и логичный подход. Даже при значительном нагреве воздуха он не будет скапливаться внутри корпуса и пагубно влиять на элементы системы.
Номинальные частоты у Sapphire Radeon HD 2900 XT составляют 740 МГц для ядра 1660 МГц и для памяти. Данные показатели относятся к режиму 3D, однако плата обладает раздельными частотами для разных режимов. В 2D частоты равны 506 МГц и 1026 МГц соответственно.
Подобный подход неудивителен. В случае "горячих" карт использование раздельных режимов позволяет значительно снизить уровень тепловыделения в 2D, что, соответственно, приведет к снижению уровня шума.
К слову, в 2D Sapphire Radeon HD 2900 XT обладает абсолютной бесшумностью. Немного удивило, что и при старте системы плата работает тихо. Вспоминая предыдущую серию решений от AMD, стоит отметить, что крыльчатки их систем охлаждения раскручивались до максимума при старте системы. Здесь же лишь в 3D происходит возрастание уровня шума.
Правда, возрастает шум более чем серьезно. Если у Radeon X19** шумным являлся режим после 50 % оборотов турбины, то здесь турбина хоть и работает основное время при 37 %, уровень шума при этом все равно довольно высок. Впрочем, явно радует уровень тепловыделения. После продолжительной нагрузки Sapphire Radeon HD 2900 XT нагрелась по чипу до 74 градусов. В свою очередь, температура платы составила 67 градусов, а регулятора напряжения – 70 градусов. Очень неплохие результаты, особенно для чипа. К примеру, платы серии GeForce 8800 легко прогревались до 80 градусов, что также являлось следствием более тихой системы охлаждения и присутствия на чипе теплораспределителя. Немного пугает лишь температура регулятора напряжения. Что, впрочем, легко объясняется значительной нагрузкой на цепи питания.
Утилита Riva Tuner без труда определяет платы серии Radeon HD 2***. Кроме того, утилита представляет широкие возможности по регулировке работы кулера. Так, например, мы можем узнать о порогах изменения оборотов в автоматическом режиме, а также самим выставить необходимый уровень оборотов.
Тут мы вас хотим сразу предупредить о крайней опасности использования малых оборотов. Как вы могли видеть, при автоматических оборотах, которые на практике составили 37 %, чип почти не греется, если так можно выразиться в данном случае, однако изменение этого показателя, к примеру, до 25 %, что приводит к полностью бесшумному режиму, значительно повышает температурный режим.
Температуры в таком случае поднимаются вплоть до 95 градусов. При этом в зависимости от условий эксплуатации показатели температуры вполне могут перевалить далеко за 100 градусов, что при долгом использовании может привести к выходу платы из строя. Ведь не будем забывать, что при уменьшении оборотов ухудшается охлаждения не только чипа, но и цепей питания, в том числе и регулятора напряжений, который и так работает при довольно высоких температурах.
Впрочем, кроме того, что вы можете понизить обороты турбины, вы также можете и выкрутить обороты на максимум. Конечно, целесообразность данного режима, на наш взгляд, более чем сомнительна, однако мы все-таки решили проверить, как изменится температурный режим при использовании 100 % оборотов. Скорость вращения крыльчатки при этом составила около 4440 об/м.
Все температурные показатели значительно снизились. Температура ядра составила скромные 60 градусов. Отличный результат для чипа с высоким тепловыделением. Система охлаждения, действительно, очень эффективна и даже имеет некоторый запас, однако использование её на максимальных оборотах является явно недопустимым ввиду невероятного уровня шума.
Не забыли мы и об изучении разгонного потенциала платы. Несмотря на довольно высокие номинальные тактовые частоты, Radeon HD 2900 XT обладает некоторым запасом по частоте. При использовании автоматических режимов мы смогли добиться стабильной работы на частотах 855 МГц и 2050 МГц для ядра и памяти соответственно.
Конфигурация тестового стенда
- Процессор — Core 2 Duo E6300 (266 x 7, L2=2048 Kb) @ (456 x 7 = 3192 МГц);
- Система охлаждения — Scythe Andy Samurai Master;
- Термоинтерфейс — >Arctic Cooling MX-2;
- Оперативная память — Corsair TWIN2X6400С4-2048;
- Материнская плата — Asus P5B-Deluxe (Bios 1104);
- Блок питания — Thermaltake Tough Power 550 W;
- Жесткий диск — Serial-ATA Hitachi 250 Gb, 7200 rpm;
- Операционная система — Windows XP Service Pack 2;
- Видеодрайвер — Forceware 158.22 для Geforce 8800 GTS, Catalyst 7.7 для Radeon HD 2900 XT;
- Монитор — Samsung SyncMaster 959NF.
Тестирование проходило в четырех разрешениях: 1024 х 768, 1280 х 1024, 1600 х 1200, 2048 x 1536. Использовались режимы с включенными фильтрами анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания и без их использования.
Настройки драйверов:
AMD Catalyst:
- Catalyst A.I.: Standart;
- MipMap Detail Level: High Quality;
- Wait for vertical refresh: Always off;
- Adaptive antialiasing: Off;
- Temporal antialiasing: Off;
- High Quality AF: On;
- Остальные настройки: по умолчанию.
NVIDIA ForceWare:
- Texture Filtering: High quality;
- Anisotropic sample optimization: Off;
- Trilinear optimization: Off;
- Gamma correct antialiasing: On;
- Transparency antialiasing: Off;
- Vertical sync: Force off;
- Остальные настройки: по умолчанию.
Используемые тестовые пакеты:
- 3DMark 2006, Build 1.1.0 — Результаты Shader Model 2.0 и Shader Model 3.0 тестов.
- Doom 3, Build 1.1 — тестирование через программу BenchemAll. Сглаживание и анизотропная фильтрация выставлялась через панель драйвера. Качество изображения Maximum Details;
- Prey, Build 1.2 — тестирование через HOC Benchmark, демо HWzone. Boost Graphics включен. Качество изображения Highest. Двукратный прогон демо;
- Serious Sam 2, Build 2.070 — тестирование через HOC Benchmark, демо Greendale. Direct 3D. HDR отключен;
- F.E.A.R., Build 1.0.1 — тестирование через встроенный бенчмарк. Разрешение 1280х1024 выставлено через файл конфигурации. Soft Shadows включено;
- Call Of Duty 2, Build 1.3 — тестирование в самой игре, посредством команды Timedemo на уровне Fortress Stalingrad. Качество выставлено на Extra Quality;
- Need For Speed Most Wanted, Build 1.3 — тестирование в самой игре. Замер FPS посредством FRAPS. Трехкратный прогон демо;
- Need For Speed Carbon, Build 1.3 — тестирование проходило с помощью утилиты FRAPS, посредством двух прогонов.
- The Elder Scrolls: Oblivion, Build 1.1.511 — тестирование в игре посредством FRAPS. Трехкратный прогон и высчитывание среднего значения. Bloom отключен;
- Company Of Heroes, Build 1.4 — тестирование через встроенный бенчмарк;
- Gothic 3, Build 1.12 — тестирование в самой игре. Замер FPS посредством FRAPS. Трехкратный прогон демо. Использовалась Shader Model 3.0;
- S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl, Build 1.0002 — тестирование в самой игре. Замер FPS посредством FRAPS. Трехкратный прогон демо. Активировано полное динамическое освещение.
Тестирование
3D Mark 2006
Тестовые пакеты от Futuremark всегда пользовались популярностью, что сказывалось и на реакции создателей драйверов в отношении 3D Mark. Неудивительно, что и в случае Radeon HD 2900 XT мы можем видеть очень неплохие результаты, которые во многом достигаются благодаря своевременной отладке драйверов. Единственным неприятным моментом является проблема с запуском. 3D Mark 2006 попросту не запускается, пока в ярлыке не пропишешь "-nosysteminfo". После этой несложной манипуляции проблема с запуском пропадает.
Стоит заметить, что в Shader Model 3.0 Radeon HD 2900 XT смотрится еще лучше. Преимущество над GeForce 8800 GTS более чем солидное. Основой для таких результатов является также высокая шейдерная мощность нового видеоадаптера.
Doom 3
В OpenGL карты от NVIDIA традиционно выглядели заметно лучше конкурирующих решений от AMD. Однако последняя явно решила пересмотреть свой подход, и теперь её решения смотрятся просто отлично. Преимущество велико во всех разрешениях. Особенно это заметно в высоких разрешениях, в том числе при 2048 х 1536. В этом случае производительность на GeForce 8800 GTS 320 Мб уже перестает быть достаточной для комфортной игры, тогда как на Radeon HD 2900 XT все в порядке и в этом случае.
Prey
Не изменяется ситуация и в Prey. Вновь Radeon HD 2900 XT везде оказывается впереди, причем с неплохим заделом.
Serious Sam 2
В Serious Sam 2 GeForce 8800 GTS 320 Мб берет реванш. В легких режимах ей удается взять верх, однако в высоких разрешениях данная плата значительно уступает. Впрочем, активация сглаживания и анизотропной фильтрации позволяет GeForce 8800 GTS победить во всех режимах.
F.E.A.R.
В F.E.A.R. Radeon HD 2900 XT снова побеждает. Без фильтров доминирование является абсолютным. Включение сглаживания и анизотропной фильтрации несколько ухудшают её позиции, однако в тяжелых режимах сопернице явно не достает памяти, и Radeon HD 2900 XT оказывается значительно впереди.
Call Of Duty 2
В Call Of Duty 2 Radeon HD 2900 XT, буквально, растоптала своего оппонента, что также отчасти объясняется недостатком памяти у GeForce 8800 GTS 320 Мб. Впрочем, по нашим тестам, платы от AMD всегда смотрелись в данной игре очень неплохо.
Need For Speed Most Wanted
В Most Wanted GeForce 8800 GTS 320 Мб несколько реабилитирует себя, беря верх над своей соперницей. Впрочем, на обеих картах проблем с производительностью нет — фпс находится на оптимальном уровне.
Need For Speed Carbon
А вот в Carbon Radeon HD 2900 XT вновь не оставляет шансов оппоненту. Разрыв между конкурирующими решениями велик во всех разрешениях, с той поправкой, что активация полноэкранного сглаживания значительно сильнее бьет по позициям платы от AMD, нежели от NVIDIA.
The Elder Scrolls 4: Oblivion
Впрочем, в Oblivion GeForce 8800 GTS удается оказаться впереди. Не стоит удивляться тому, что в разрешении 1600 х 1200 фпс катастрофически мал, виновником в данном случае является недостаток памяти, так что у модели с большим объемом памяти такой проблемы не будет. Также не стоит удивляться отсутствию результата в разрешении 2048 х 1536. К сожалению, в нашем случае мы не смогли активировать полноэкранное сглаживание и анизотропную фильтрацию в данном режиме.
Однако, несмотря на поражение Radeon HD 2900 XT показывает отличный уровень производительности. Благодаря высокой шейдерной мощности и оптимальному объему памяти данное решение станет хорошим выбором для Oblivion даже в высоких разрешениях.
Company Of Heroes
Самые лучшие результаты Radeon HD 2900 XT продемонстрировала в игре Company Of Heroes. Преимущество над соперницей колоссально, что, впрочем, вновь отчасти объясняется недостатком памяти у GeForce 8800 GTS 320 Мб.
Gothic 3
В Gothic 3 Radeon HD 2900 XT также удается оказаться впереди. Жаль, дуэли у сегодняшних героев так и не вышло. При этом ситуация такова, что даже в тех приложениях, которые не требовательны к памяти, Radeon HD 2900 XT лидирует, а в требовательных к памяти приложениях разрыв настолько колоссален, что вряд ли может быть нивелирован большим объемом памяти.
S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl
Несмотря на требования к памяти, предъявляемые игрой, GeForce 8800 GTS 320 Мб местами удается выйти вперед, что лишний раз доказывает неплохой потенциал этой платы, а также и то, что не везде объем памяти играет особую роль. В данном случае лишь в 2048 х 1536 у GeForce 8800 GTS 320 Мб происходит резкий провал производительности.
Что же касается Radeon HD 2900 XT, то тут стоит отметить значительный скачок при переходе к режимам со сглаживанием и анизотропной фильтрацией. Текстурные блоки R600 достаточно функциональны, однако в отдельных приложениях они не столь эффективны.
Особых сюрпризов наше тестирование не принесло. Radeon HD 2900 XT, действительно, быстрее GeForce 8800 GTS, причем это касается почти всех приложений. Есть, конечно, редкие исключения, но их слишком мало, чтобы принимать во внимание.
Изучение процессорозависимости на платформе Core 2 Duo
Вторым вопросом, который нам предстоит изучить, будет вопрос процессорозависимости Radeon HD 2900 XT. Данную тему мы уже затрагивали при тестировании GeForce 8800 GTS 320 Мб. Решили мы об этом поговорить и на этот раз. Вновь для этого использовалась тестовая система на Intel Core 2 Duo. Процессор при этом работал в трех режимах: на номинальной частоте и в случае разгона до 2600 МГц и до 3200 МГц.
Вряд ли результаты нуждаются в особых комментариях. Несмотря на высокий уровень производительности, Radeon HD 2900 XT обладает даже чуть меньшей процессорозависимостью, чем GeForce 8800. Этого и следовало ожидать, т.к. целый ряд нововведений в R600 был направлен на частичное снятие нагрузки с процессора и перенос этой нагрузки на отдельный элемент (пример – блок тесселяции).
Впрочем, данные выводы вовсе не говорят о том, что быстрый процессор для такой видеокарты не нужен. Конечно же, нужен. Однако для такой роли подойдет далеко не самый быстрый процессор от Intel с частотой от 2400 МГц, в случае архитектуры Core. В случае AMD нельзя говорить однозначно, но вряд ли ситуация там кардинально иная, процессор с частотой порядка 2600 МГц вполне подойдет для достаточного раскрытия потенциала Radeon HD 2900 XT.
Итоги
Итак, подведем итоги. Что мы получили нового от AMD? А получили мы очень качественный продукт, а также целый ворох новых технологий и возможностей. Будут ли они реализованы в полной мере в будущем? Возможно, но далеко не факт. Рассмотрение архитектуры наглядно показало, что Radeon HD 2900 XT обладает высокой шейдерной мощностью, однако особенности суперскалярной архитектуры таковы, что для её реализации необходима соответствующая поддержка со стороны разработчиков игр.
Далее, текстурные блоки. Да, их всего лишь шестнадцать, однако, теоретически, они должны работать достаточно эффективно даже и при таком количестве. Широкая 512-битная шина памяти также является хорошим подспорьем для высокой производительности. Это доказало и наше тестирование. В высоких разрешениях Radeon HD 2900 XT смотрится отлично. Даже прогрессивная архитектура чипа G80 временами меркнет перед R600.
Однако не все так безоблачно. Текущая версия драйверов наглядно показала, что AMD удалось добиться неплохих результатов в их отладке. Впрочем, до сих по имеются некоторые очень неприятные проблемы. Наиболее яркой такой проблемой является периодический вылет системы в BSOD. Обычно это происходит при использовании 3D приложений. Вполне возможно, что немногим позже эта проблема будет решена, но сегодня нами использовалась версия драйверов 7.7, тогда как первоначальная версия имела номер 7.5. Все-таки в третьей по счету версии драйверов с момента релиза плат можно было бы и решить эту проблему.
В целом же, очень интересное решение, однако о практической пользе Radeon HD 2900 XT пока судить рано. Мы провели подробное тестирование, в том числе и с выяснением процессорозависимости. Однако все это не имеет никакого значения в свете того, что игр, имеющих поддержку DirectX 10 столь мало, что их можно сосчитать на пальцах одной руки. При этом вряд ли ситуация изменится в ближайшее время. Лишь к зиме будет возможным говорить о достаточном числе таких игр.
В сегодняшних же приложениях, на DirectX 9.0, платы как AMD, так и NVIDIA смотрятся достаточно неплохо. Уровень производительности находится на оптимальном уровне. Если же пытаться вывести победителя, то можно сказать, что в сегодняшнем раунде этой извечной битвы AMD оказалась впереди. Её новое решение, действительно, обладает отличным потенциалом. Однако есть одно "но". А именно масса дыр в иерархии решений от AMD. Так, например, за 399 долларов США мы имеем Radeon HD 2900 XT, чуть ниже располагается целая пропасть, после которой следуют решения серии Radeon HD 26** по цене менее 200 долларов. Как бы не был хорош Radeon HD 2900 XT, подобные пропасти явно не будут стимулировать благополучие компании.
Будем надеяться, что уже скоро эта проблема будет решена, и мы сможем увидеть полный спектр решений от компании AMD. Сегодня же мы познакомились со старшей моделью данной компании. Конечно, данное знакомство мы можем назвать пока лишь первым приближением. 🙂 В будущих материалах нам еще предстоит познакомиться и другими сторонами продукции AMD. Речь идет не только о производительности в DirectX 10 приложениях, но и о качестве. Новая линейка представляет широкий перечень различных фильтров для сглаживания. Изучение их влияния на производительность и на качество – тема наших будущих материалов.
На основании же сегодняшнего тестирования мы вполне уверенно можем говорить о том, что Radeon HD 2900 XT помимо высокой производительности обладает и отличным качеством изображения. В наших прошлых материалах мы говорили о том, что в серии GeForce 8800 NVIDIA значительно подняла планку качества анизотропной фильтрации. AMD же, несмотря на это, показала сегодня, что и эта планка не является для неё чем-то недостижимым. Качество анизотропной фильтрации находится на сопоставимом с NVIDIA уровне.
Наконец, приятным дополнением ко всему этому будет реализация HDMI. Данная особенность делает продукты серии Radeon HD 2*** более чем привлекательными.
Sapphire Radeon HD 2900 XT – качественный и продуманный продукт, основанный на референсном дизайне. Эффективная система охлаждения, богатая комплектация – все это, наверняка, станет хорошим подспорьем для приобретения данного решения. Проблем с экземпляром от Sapphire не возникло. Карта работала стабильно и надежно. В остальном все выводы аналогичны для большинства решений, основанных на референсном дизайне.
Минимальная цена на Sapphire Radeon HD 2900 XT 512 Мб на момент написания материала по price.ru — 478 долларов США.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.