Starcraft II Wings of Liberty – производительность
Вступление
StarCraft II – это игра, которая не нуждается в представлении, главным образом хотя бы потому, что на протяжении уже многих лет мы регулярно слышим о ней, смотрим видеоролики и читаем новости. Игрушка, кажется, находится в изготовлении уже целую вечность, и задерживалась также много раз, как, наверное… архитектура Fermi от Nvidia (ну ладно, мы шутим). Но задержки не происходят просто так. Компания Blizzard, вероятнее всего, не собирается выпускать сырой продукт, да и от долгого ожидания предвкушение у фанатов только растет.
Большое количество геймеров наконец встретилась со своей давней мечтой, StarCraft II Wings of Liberty, но только в бета-версии. Как бы то ни было, о дате релиза так и не было толком объявлено по сей день, Blizzard скорее всего собирается выпустить игру уже в этом году, и, наверное, это стоит сделать быстрее. Но ура, игра вошла в стадию бета-тестирования и это уже хороший знак, дата релиза не за горами.
Теперь, когда встреча так близка, настало время проверить конфигурацию своего компьютера – настолько ли она хороша, что вы сможете насладиться игрой по-полной? Не нужно ли сделать пару мелких апгрейдов? Как правило, стратегии реального времени не требуют высококлассного оборудования, как часто бывает в случае с теми же шутерами от первого лица. Однако существуют исключения, которым под силу заткнуть за пояс любой шутер в плане требовательности к ресурсам, примером может послужить Supreme Commander.
(кликабельно)
Судя по тому, какую огромную аудиторию имеет игрушка StarCraft, мы подозреваем, что код нового StarCraft II будет хорошо оптимизирован для совместимости с большим количеством железа. Другими словами, производители скорее всего приложили все усилия, чтобы игра шла на как можно большем количестве компьютеров. Как вы наверное знаете, оригинальная игра стала лучшей игрой года после того, как появилась в продаже. По всему миру было продано более 1,5 миллиона копий. Двенадцать лет назад, в 1998 году это был удивительный рекорд, а за десятилетие с даты релиза StarCraft был продан тиражом 9,5 миллионов копий.
(кликабельно)
Разумеется, после такого успеха первой части Blizzard возложила большие надежды на часть вторую. Со времени релиза оригинальной игры StarCraft, онлайновый сервис для многопользовательской игры Battle.net вырос на целых 800%. С момента выхода первой части прошло уже много лет, но StarCraft остается одной из самых популярных онлайновых игрушек во всем мире.
Но не будем тратить статью на ностальгические воспоминания, давайте займемся лучше делом. В нашем случае – тестированием!
Методика тестирования
В общем и целом мы протестировали целых 18 видеокарт как от ATI, так и от Nvidia. Разброс был максимально широким – от бюджетных видеоадаптеров до самых дорогих монстров, доступных на сегодняшнем рынке. Для тестирования мы использовали только одну предустановку в настройках графики игры – «ultra» (самое высокое качество), при этом не использовалась анизотропная фильтрация и антиалиазинг.
Да, хотелось бы внести еще одно пояснение – бета-версия игры не имеет такой опции, которая включила бы анизотропную фильтрацию или антиалиазинг. Более того, отсутствовала возможность форсировать включение этих параметров через драйвера карт от ATI – настройки AA и AF просто игнорировались игрой. Как бы то ни было, на видеокартах Nvidia включить их получилось, для этого достаточно было установить последние драйверы и включить настройки на самой видеокарте.
Разумеется, за невозможностью включить анизотропную фильтрацию и антиалиазинг на картах ATI, мы отбросили эти параметры вообще. То есть тестирование проходило с выключенными AA/AF.
Для всех видеокарт были использованы последние доступные официальные драйверы, корректно работающие с Crossfire и SLI режимами. Мы также попытались установить бета-версии драйверов от ATI, однако это не позволило нам использовать в игре AA/AF, производительность с бета-драйверами была, к слову сказать, не выше официальных.
Для измерения фреймрейтов мы использовали Fraps, в этой программе мы отслеживали пять минут игры в онлайне на 4 игроков. Чип Intel Core i7 965 EE был разогнан до 3,7ГГц, дабы избежать «узких горлышек» в плане производительности центрального процессора, которые могли воздействовать на показатели топовых видеокарт.
Пожалуйста, отметьте, что каждый тест был проведен 6 раз для надежности, в том числе и до кэширования. Сначала был запущен тест до кэширования, который часто давал довольно низкий фреймрейт. После проведения шести тестов мы суммировали FPS и разделили получившийся результат на 6, получив средний фреймрейт и записав его в соответствующую колонку графика. Также в графике был отражен наименьший встречавшийся фреймрейт. Такая методика тестирования дала нам достаточно точные результаты обеих значений.
Как бы то ни было, мы знаем, что многим нашим читателям будет интересно тестирование с различными процессорами, и для этого мы занизили частоту процессора Intel Core i7 965 EE, чтобы посмотреть как этот факт повлияет на производительность. В идеале нужно было протестировать несколько платформ, однако мы решили не спешить делать это с бета-версией StarCraft II и дождаться релиза.
И, наконец, мы планировали получить минимальный результат в 30fps, при котором игра будет идти без всяческих «заиканий».
Спецификации тестовой системы
Железо
- Процессор: Intel Core i7 965 @ 3.70ГГц
- Оперативная память: три модуля памяти G.Skill DDR3 PC3-12800 по 2Гб каждый (CAS 9-9-9-24)
- Винчестер: Seagate 500Гб 7200-RPM (Serial ATA300)
- Материнская плата: Asus P6T Deluxe
Видеокарты:
- Radeon HD 5870 (1Гб) Crossfire
- Radeon HD 5870 (1GB)
- Radeon HD 5850 (1GB)
- Radeon HD 5770 (1GB)
- Radeon HD 5750 (1GB)
- Radeon HD 5670 (512MB) Crossfire
- Radeon HD 5670 (512MB)
- Radeon HD 5570 (1GB)
- Radeon HD 4890 (1GB)
- Radeon HD 4870 (1GB)
- Radeon HD 4850 (1GB)
- Radeon HD 4830 (512MB)
- Radeon HD 4770 (512MB)
- GeForce GTX 285 (1GB)
- GeForce GTX 275 (896MB)
- GeForce GTX 260 (896MB)
- GeForce GT 240 (512MB)
- GeForce 9800 GT (512MB)
- GeForce 9600 GT (512MB)
Программное обеспечение
- Операционная система: Microsoft Windows 7 Ultimate (64-битная версия)
- Драйвер для видеокарт ATI: ATI Catalyst 10.2
- Драйвер для видеокарт NVidia: Nvidia Forceware 196.21
(кликабельно)
(кликабельно)
Тестирование на 2560×1600
Начали тестирование мы с разрешения 2560×1600, и сразу хорошие новости для обладателей видеокарт среднего уровня – даже на таком экстремальном разрешении видеоадаптеры Radeon HD 4770 и 4850 были способны предоставить отличные более чем играбельные фреймрейты. Опять же напомним, что в графических настройках игры мы использовали максимальное качество, опции AA/AF при этом были отключены. Видеокарты GeForce GTS 250 и Radeon HD 5750 также показали отличную производительность, минимальный фреймрейт в их случае составил 40fps, что означает постоянный плавный геймплей без рывков.
В принципе, любая видеокарта мощнее GeForce GTS 250 или Radeon HD 5750 легко справится с игрой StarCraft II запущенной на максимальном разрешении с максимальным качеством графики, и это с тем учетом, что мы тестировали бета-версию игры. Radeon HD 5770 к примеру, выдал минимальное значение 48fps и среднее 54fps. GeForce GTX 260 впечатлил нас еще больше, выдав минимум/в среднем 55/61fps.
Видеокарта GeForce GTX 285 в данном тесте совпала по производительности с Radeon HD 5850, показав минимальный фреймрейт более 70fps и средний фреймрейт более 80fps. Видеокарта Radeon HD 5870, понятное дело, показала самый высокий результат выдав минимум 87fps, что просто поражает. Такие видеокарты оставляют отличный запас поо скорости для запуска игры с анизотропной фильтрацией и антиалиасингом. Как вы видите, в Corssfire видеокарта работала также хорошо (мы установили пару Radeon HD 5870), показав изумительный результат в 135 кадров в секунду!
Тестирование на 1920×1200
После того, как мы понизили разрешение до 1920×1200, фреймрейты заметно поднялись, и теперь даже Radeon HD 5670 выдавал отличную скорость (35 кадров в секунду), на которой игра шла очень гладко. Видеокарта Radeon HD 5570 все еще выдает недостаточно хороший результат, для нее разрешение 1920х1200 все еще слишком высоко. Мы были удивлены, какое количество видеокарт из разряда «ниже среднего» могли рендерить картинку со скоростью выше 40 кадров в секунду.
Старый GeForce 9800 GT вообще выдавал минимальное среднее значение 55fps и минимальное значение 49fps, чего более чем достаточно для отличной игры. Radeon HD 5750 также справился с задачей очень хорошо показав минимум 53fps, в то время, как 5770 рендерил сцены минимум на 62fps. Все видеокарты, которые работали еще быстрее, имели излишнюю мощь, и их список включал GeForce GTX 260.
Тестирование на 1680×1050
Следующим делом мы снизили разрешение до уровня 1680×1050, после чего провели следующее тестирование, в котором карты нижнего и среднего уровня прибавили еще 5 кадров в секунду к своему фреймрейту, в то время, как видеокарты высокого класса прибавили всего пару кадров в секунду. На данном разрешении все протестированные видеоадаптеры справились StarCraft II, показав достойные играбельные результаты. Даже Radeon HD 5570 показал хорошие результаты, однако в больших битвах он иногда подтормаживал.
Тестирование с разной частотой процессора
Тестирование игр на разных частотах процессора – это необязательный пункт для шутеров от первого лица, в то время, как для стратегий в реальном времени данный тест почти обязателен. Как бы то ни было, у нас не хватило времени на полномасштабные тесты, как уже говорилось выше, мы оставили полномасштабное тестирование на релиз полноценной версии игры.
По графику отчетливо видно, что процессор для данной игры – очень важная вещь, напрямую влияющая на производительность. Здесь стоит учесть еще отсутствие экстремальных ситуаций, которые могли бы присутствовать в другом сценарии тестирования. Для тестов мы использовали видеоадаптер Radeon HD 5870 на разрешении 1680×1050 с отключенными параметрами AA/AF. Как видно на графике, GPU видеокарты работал не в полную силу. Использование в данном тесте Radeon HD 5750, к примеру, дало бы не столь красноречивые результаты, возможно мы покажем этот момент подробнее в следующей статье о финальном релизе StarCraft II.
Многоядерная производительность
Следующим делом мы решили протестировать производительность на многоядерном прцессоре. Вернее, мы решили измерить скорость игры отключая ядра Core i7 одно за другим. Мы не только выяснили изменение скорости игры, но и сделали скриншоты диспетчера задач с графиками загрузки ЦП. Частота процессора на момент съемки скриншотов была равна 2,70ГГц. Наконец, отметьте пожалуйста, что в двухъядерной конфигурации процессор работает в четыре потока. В одноядерной конфигурации – в два потока, технология Hyper-Threading была включена.
Мы увидели прирост производительности на 25%, в то время как перешли из 2-ядерной в 4-ядерную конфигурацию. Судя по графикам загрузки ЦП, StarCraft II была оптимизирована под двухъядерные процессоры.
При переходе от 1-ядерной конфигурации процессора (со включенным Hyper-Trading’ом) к 2-ядерной конфигурации, мы увидели 9% рост среднего фреймрейта. В то время, как средний фреймрейт увеличился всего на 9%, минимальный фреймрейт увеличился на целых 43%, при переходе же на четыре ядра производительность увеличилась еще на 20%.
С активированными восемью потоками (4 ядра + HT), похоже, работой занималась только половина, другая половина потоков была абсолютно не загружена. Но при этом, если вы думаете, что Hyper-Threading абсолютно бесполезен для StarCraft II, вы ошибаетесь. Если активировать только одно ядро и при этом включить Hyper-Threading, то видно, что второй поток работает почти так же, как и первый, а общая загруженность центрального процессора при этом составляет более 85%. Проблема с гипер-тредингом на четыре ядрах (физических) – это отсутствие работы для доброй половины потоков.
С четырьмя включенными ядрами загруженность процессора падает примерно на 30% и здесь мы видим, что первый поток работает очень напряженно. Включенный Hyper-Threading в данном случае делает не очень много работы – второе ядро используется лишь на 10-20%. Если включить все 8 потоков, то ничего не изменится, просто половина потоков будет бездельничать, и общая загруженность процессора упадет на 20%.
Для эксперимента мы отключили Hyper-Threading, включив при этом лишь одно ядро работающее на частоте 2.70ГГц. Использование процессора постоянно находилось при этом на одной отметке – 100%. С учетом того, что StarCraft II оптимизирована под двухъядерные процессоры, все это неудивительно.
Несмотря на то, что игра использует в основном только два ядра процессора, мы заметили некоторую загруженность двух других ядер (в то время, как включили все четыре ядра). Более того, при включении всех четырех ядер и технологии Hyper-Threading, производительность заметно выросла. Другими словами, для высокой производительности и безпроблемной игры вам будет достаточно двухядерного процессора, однако если вы хотите выжать максимум – берите четырехъядерный, не прогадаете.
Заключение
StarCraft II оказалась не такой требовательной к ресурсам компьютера игрой, как нам представлялось, при этом графика здесь выглядит просто потрясающе. Несмотря на такую шикарную картинку, StarCraft II можно запускать на любой видеокарте среднего класса, при этом вы сможете выставить все настройки графики на самый максимум, а разрешение – на 2560×1600. Но при всем сказанном, нужно не забывать, что мы говорим о бета-версии игры, то есть мы говорим о том, какой ситуация скорее всего будет в релизе StarCraft II. То есть, суть здесь в том, что мы даем своим читателям приблизительное понятие о том, какой компьютер должен быть у них для комфортной игры в SCII.
В данной статье мы также не пытались выяснить кто круче — ATI или Nvidia, но при этом с уверенностью скажем, что ATI Radeon HD 5870 была самой быстрой видеокартой в нашем тесте, по крайней мере в игре StarCraft II, в то время, как GeForce GTX 285 по производительности примерно совпадал с видеоадаптером Radeon HD 5850.
Видеокарта GeForce GTX 260, с другой стороны была намного быстрее Radeon HD 4870, тоже самое справедливо и для видеокарт GeForce GTX 275 и Radeon HD 4890. Radeon HD 4850 была заметно медленнее, чем GeForce 9800 GT, в то время, как Radeon HD 5670 была немного медленнее GeForce 9600 GT.
В общем и целом, производительность оборудования в данной игрушке оказалась именно такой, какой она и должна была быть. Мы были приятно удивлены хорошей работой Crossfire. Еще одна вещь, которая выяснилась в процессе тестирования, это то, что StarCraft II даже в бета-стадии очень стабильна – мы использовали в тестировании целую гору различных «железок» и при этом игра ни разу не «вылетела» с ошибкой и не показала ни одного графического глюка. Впечатляет, слов нет.
Несмотря на то, что мы не тестировали игру со включенными параметрами «антиалиасинг» и «анизотропная фильтрация», картинка была очень четкой. Даже в бета-версии антиалиасинг и анизотропную фильтрацию можно включить на видеокартах от AMD, когда выйдет финальная версия игры, мы, разумеется, повторим тесты с AA/AF.
Когда мы изучали графические настройки игры, мы заметили, что обработку Эффектов и Отражений Blizzard решила предоставить центральному процессору, а не графическому чипу, как думалось. Отсюда, скорее всего и такой рост производительности (на 27%) при разгоне процессора Core i7 с 2.70ГГц до 3.20ГГц. На самом деле, здесь есть чем заняться – мы протестируем в будущем целый набор разнообразных процессоров. Как двухъядерных, так и четырехъядерных моделей.
Ну а пока, судя по всему, чем вы больше выжмете из своего процессора, тем выше получите производительность в игре. Несмотря на это, даже при «даунклокинге» Core i7 до 1.70ГГц, мы получили все еще «играбельную» производительность, хотя и потеряли при этом значительную часть FPS.
Когда дойдет до выбора – какую видеокарту лучше использовать с игрой StarCraft II – у вас будет довольно большой выбор моделей, начиная от 200$. Без включенных AA/AF и доступные видеокарты вроде Radeon HD 5750 (140$) смогут предоставить хорошие фреймрейты даже на разрешении 2560×1600!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.