Gigabyte Radeon X1950 XTX и Palit Geforce 8800 GTS: Казнь R580
Несмотря на то, что доля топовых видеокарт на рынке ничтожно мала, а основную массу составляют решения среднего ценового диапазона, материалы, которые рассматривают именно старшие решения, всегда привлекают особый интерес. И действительно, если даже человек не имеет возможности приобрести продукт стоимостью более 500 у.е., это никак не мешает активно интересоваться видеоадаптерами данной ценовой ниши. Тем более что обычно там есть на что посмотреть. Это и массивная система охлаждения, сложный и проработанный дизайн, а также другие отличительные черты…
Не так уж и много остается до выпуска новых карт на базе чипа R600. С одной стороны, это может порадовать потенциальных покупателей, готовых выложить крупную сумму за видеоадаптер. С другой же стороны, российский рынок обладает слабой реакцией на новинки. Так что, даже, несмотря на то, что ATI/AMD официально заявили, что карты появятся на прилавках сразу после анонса, это еще не означает подобную ситуацию и у нас в стране. До выхода R600 остается более месяца. Мы же взглянем на те продукты, которые можно приобрести сегодня любителям быстрых видеокарт.
Geforce 8800 GTX является вершиной иерархии карт от NVIDIA. На данный момент она не имеет себе равных как по цене, так и по уровню производительности. В отсутствии конкурентного решения от ATI мы решили пока воздержаться от тестирования данного продукта. Тем более что стоимость карты столь высока, что бьет все мыслимые и немыслимые рекорды.
Более привлекательным в плане стоимости выглядит младшая модификация в лице Geforce 8800 GTS. В данном случае, мы уже можем масштабировать потенциального соперника со стороны ATI для данного видеоадаптера. Это Radeon X1950 XTX. Конечно, его стоимость все-таки ниже, но для данного ценового диапазона разница укладывается в допустимый предел, позволяющий сравнивать эти карты.
Gigabyte Radeon X1950 XTX
Наш обзор мы начнем с карты от ATI. Данное решение не является каким-то революционным продуктом. По сути, это лишь Radeon X1900 XTX с установленной DDR4 памятью. Еще во времена релиза решений на базе чипа R580, ATI заявляла о поддержке данного стандарта памяти. Как оказалось, эти заявления оправдались. Действительно, без изменения дизайна, платы позволяют устанавливать на них как DDR3, так и DDR4 память.
Так появился видеоадаптер Radeon X1950 XTX, который был призван стать новым лидером в линейке карт от ATI.
Для тестирования был взят экземпляр производства Gigabyte. Упаковка имеет крупные габариты. Раскраска яркая, пестрая, что радует глаз потенциального покупателя. На лицевой части сообщается об официальной поддержке технологии ATI CrossFire, а также, что не менее важно, поддержке новой операционной системы Windows Vista.
Комплектация карты включает в себя:
- Руководство по использованию и установке;
- Диск с ПО;
- Диск с PowerDVD (PowerDirector);
- Диск с игрой Civilization 4;
- DVI/D-Sub переходники x2;
- S-Video кабель;
- Коаксиальный кабель;
- Переходник с коаксиального выхода на S-Video;
- Разветвитель для HDTV и VIVO.
Как мы можем видеть, карты от ATI, а в особенности решения высшего ценового диапазона, отличаются полным спектром аксессуаров, необходимых для ввода/вывода изображения с телевизора на компьютер.
Что примечательно, помимо установки нового типа памяти, X1950 XTX получила и усовершенствованную систему охлаждения. Как и прежде, она протягивается по всей площади PCB.
С задней части стоит отметить высокий уровень распайки платы, что свидетельствует о высоком качестве продукта.
Для вывода изображения на экран монитора присутствуют два разъема DVI.
Сняв систему охлаждения, мы обнаруживаем, что чипы памяти покрываются массивным медным радиатором, позволяющим более эффективно проводить их охлаждение. Кроме того, на каждом чипе располагаются соответствующие термопрокладки. На цепях питания также имеется медный радиатор, но уже гораздо меньших размеров.
Замечу, что используемый на чипе термоинтерфейс крайне неохотно сходил с поверхности чипа. И если сам чип удалось очистить, то на прилежащей области мы можем видеть остатки термопасты. Замечу, что ее консистенция довольно густая и имеет серый цвет. Все тесты традиционно проводятся с использованием отечественного термоинтерфейса КПТ-8, который был нанесен на чип, сразу же после снятия стандартного. Таким образом, я не могу говорить об эффективности штатной термопасты.
Система охлаждения по-прежнему представляет собой турбину. Это означает, что забираемый вентилятором воздух, проходит через рабочее тело кулера и выдувается из корпуса. Размер и форма вентилятора серьезно изменились. Теперь мы имеем 13 изогнутых лопастей. Питание вентилятора осуществляется посредством 4-ех пинного коннектора.
Кулер контактирует с чипом крупной медной подошвой. К сожалению, качество обработки которой заставляет желать лучшего. Таким образом, данная система охлаждения имеет даже некоторый запас по эффективности, в случае дополнительной полировки.
Проблема высокого уровня шума карт на базе чипа R580 всегда была одной из самых серьезных. В случае использования максимального уровня оборотов, система охлаждения создавала невероятный шум, который приводил к весьма дискомфортной обстановке на рабочем месте пользователя. Новый же кулер смог эту проблему устранить. Если при использовании максимальных оборотов, карта по-прежнему является очень шумной, то при использовании режима auto, ситуация противоположная. Но, что немаловажно, теперь эффективность кулера позволяет без труда охлаждать видеоадаптер и в режиме auto. Напомню, что ранее на картах Radeon X1900 XT/XTX подобный режим приводил к температурам в районе 90 градусов!
Gigabyte Radeon X1950 XTX обладает чипом R580, который не претерпел никаких изменений со времен предшественницы, Radeon X1900 XTX.
Чипы памяти типа DDR4. Время выборки составляет 0.9 нс. Общий объем памяти – 512 Мб.
Традиционно для карт от ATI, за функцию VIVO отвечает чип Rage Theater.
Как сообщила утилита Everest, карта имеет несколько режимов работы. Условно они разделены:
- 2D: 506 МГц / 1188 МГц
- Low Power 3D: 405 МГц / 1188 МГц
- 3D: 648 МГц / 2000 МГц
Соответственно для каждого режима установлены свои частоты.
Как мы видим, для снижения энергопотребления в состоянии простоя, видеоадаптер имеет серьезно сниженные частоты в режиме 2D.
Вопрос о температурном режиме является одним из самых актуальных. Используя в качестве инструмента для прогрева карты утилиту ATITool, удалось установить, что температура в нагрузке смогла подняться до 84 градусов. Замечу, что режим работы вентилятора при этом был установлен на auto. Во время прогрева обороты поднялись с 994 об/с до 2982 об/с. В последнем случае, шум кулера уже явно выделялся на общем фоне работы остальных компонентов системы. Температура самой платы поднялась при этом до 54 градусов.
Далее обороты кулера были выставлены вручную на 100 %. Конечно, назвать работу тихой в таком случае нельзя. Но нас интересовал вопрос, может ли установленная система охлаждения снизить температуру до невысоких значений даже ценой комфортной работы. Как оказалось, кулер действительно на это способен. 63 градуса в нагрузке для чипа R580 – это совсем немного, если учесть, что критической для 3D температурой является значение 120 градусов. Температура платы при этом снизилась до 45 градусов.
Таким образом, можно говорить о решенной проблеме перегрева. Даже в режиме auto система охлаждения без труда справляется с поставленной задачей, не переходя критическую грань. Уровень шума при этом находится в допустимых пределах.
Не в меньшей мере нас интересовал и вопрос о потенциале разгона у данного видеоадаптера. Впрочем, особых надежд мы не питали. Radeon X1950 XTX — топовое решение в иерархии карт ATI. Для таких решений свойственен малый потенциал разгона. Ведь, не будем забывать, что карта и так работает на очень высоких частотах.
Наши ожидания оправдались. Чип смог стабильно функционировать на частоте 690 МГц, в то время, как память лишь на 2090 МГц. Удивительно, но штатной частотой для этих чипов является 2200 МГц. Таким образом, нам не удалось достичь даже заявленных значений. Финальный итог разгона составил – 690/2090.
Palit Geforce 8800 GTS
Следующим гостем нашей лаборатории будет решение производства Palit на базе карты Geforce 8800 GTS. Замечу, что обычно топовые решения NVIDIA делает сама, отсылая подрядчикам уже почти готовые платы, на которые устанавливаются различные системы охлаждения. Таким образом, на прилавках мы встречаем платы с идентичным дизайном.
Тематика лягушат в образе воинов из будущего стала последнее время актуальной для Palit. Не стал исключением и этот раз. Вновь на лицевой части яркой упаковки мы видим этого забавного персонажа. Сзади нам представляется возможным оценить характеристики карты на множестве языков мира.
В комплекте с картой идет:
- Диск с ПО;
- Диск с игрой SpellForce 2;
- Разветвитель TV-Out/HDTV;
- Переходник для доп. питания платы;
- Два DVI/D-Sub переходника.
Карта оказывается не столь габаритной, как представляется некоторыми представителями СМИ. Во всяком случае, размеры не превосходят показатели, к примеру, рассмотренной выше Gigabyte Radeon X1950 XTX. Текстолит имеет темно-зеленый оттенок, свойственный продукции NVIDIA. Почти вся площадь видеоадаптера покрыта массивной системой охлаждения.
С задней части плата распаяна по всей площади. Для вывода изображения используются два DVI разъема.
Лицевая часть платы распаяна менее интенсивно. Впрочем, система питания сделана качественно – в правой части размещается 9 конденсаторов. В левой части расположен чип NVIO.
Охлаждением карты занимается крупный кулер. В своем конструктиве он сочетает медное основание, которое контактирует с чипом. Посредством тепловой трубки осуществляется перенос тепла по алюминиевому оребрению. Охлаждением оребрения занимается вентилятор с частым расположением лопастей, забирающий воздух и прогоняющий его по рабочему телу кулера.
Система охлаждения контактирует не только с чипом, но и с памятью, а также элементами питания видеоадаптера и даже чипом NVIO. Контакт осуществляется через соответствующие термопрокладки.
Palit Geforce 8800 GTS оснащена чипом G80 ревизии А2, выпущенным на 46-ой неделе 2006 года на Тайване.
Память типа DDR3 объемом 640 Мб набрана 8-ю чипами производства Samsung со временем выборки 1.2 нс.
Утилита Everest не сообщила никакой информации о характеристиках платы. Таким образом, мы обратимся к Riva Tuner.
Palit Geforce 8800 GTS имеет 320-битную разрядность памяти. Чип включает в себя 96 унифицированных шейдерных процессоров. Это означает, что нет четкого разделения на пиксельные и вершинные блоки. Унифицированные процессоры работают дифференцировано, распределяясь в зависимости от потребностей в конкретных приложениях.
Число текстурных блоков не изменилось по сравнению с картами на базе G71. По-прежнему это значение составляет 24 блока. В то время как на Geforce 8800 GTX их число увеличилось до 32 блоков. Что же касается блоков растеризации, то их 20 штук.
Сравнивая прошлую архитектуру от NVIDIA и текущую, то невольно возникает мысль о большей дифференциации. Если раньше для разграничивания двух топовых решений NVIDIA прибегала лишь к снижению частоты или уменьшению числа пиксельных конвейеров, то теперь упразднение коснулось всех блоков, а также даже разрядности памяти. Таким образом, это показывает стремление создать более разнообразный модельный ряд.
Подобный подход может негативным образом сказаться на спросе среди «продвинутой» части пользователей. Если ранее они могли приобрести урезанную версию старшего решения и без труда нивелировать отставание разгоном, то теперь ситуация может измениться. Потенциальный покупатель либо будет вынужден смириться с положением дел и приобрести модификацию GTX, либо обратить внимание на решения прошлых поколений (пр. Geforce 7950 GX2) или модификацию GTS. При этом данный покупатель наверняка проиграет в плане производительности своей покупки.
А теперь вернемся к карте Geforce 8800 GTS. Прошлое поколение карт от NVIDIA обладало весьма скромным уровнем тепловыделения. Но увеличение числа рабочих блоков могло сказаться не лучшим образом на данном показателе.
Мои опасения подтвердились. Работая на номинальных частотах, 513/1600, чип нагрелся до температуры равной 83 градуса. Вентилятор кулера при этом работал в режиме auto. Его обороты при этом составляли 1567 об/с. Такой режим является исключительно тихим.
Температура самой платы поднялась до 59 градусов.
При чем по ходу прогрева обороты почти не изменялись. Это говорит о том, что подобные температуры являются нормой для чипа G80.
Утилита Riva Tuner имеет возможность низкоуровнего изменения оборотов вентилятора. Поэтому было выставлено максимальное значение – 100 %.
Подобная манипуляция привела к увеличению уровня шума. Но субъективно его нельзя охарактеризовать как высокий.
Работая на 2724 об/с, кулер смог охладить чип в режиме нагрузки до 72 градусов, а температура платы снизилась до 51 градуса. Таким образом, не заходя за рамки допустимого уровня шума, кулер без труда справляется со своей задачей.
До этого я уже упомянул о том, что теперь топовые решения разграничиваются упрощением сразу множества рабочих характеристик. Но все-таки мы попробуем выяснить, имеет ли Palit Geforce 8800 GTS запас по частоте. Теоретически высокий разгонный потенциал может компенсировать даже столь серьезное техническое отставание от модели с индексом GTX.
В ходе тестирования удалось выяснить, что Geforce 8800 GTS от Palit способна стабильно функционировать на частотах 648/1940. Температура чипа при этом достигла отметки равной 78 градусов. Таким образом, мы с запасом смогли перешагнуть частоту чипа, соответствующую характеристикам Geforce 8800 GTX. Не подвела и память, которая позволила на 140 МГц опередить старшую модификацию. В будущих материалах мы попытаемся выяснить, достаточно ли это для того, чтобы достичь производительности Geforce 8800 GTX.
Тестовый стенд
Конфигурация тестового стенда
- Процессор — Core 2 Duo E6300 (266 x 7, L2=2048 Kb) @ (456 x 7 = 3192 МГц);
- Система охлаждения — Scythe Infinity (120 mm Fan, 1200 rpm);
- Материнская плата — Asus P5B-Deluxe (Bios 0804);
- Блок питания — Thermaltake Tough Power 550 W;
- Жесткий диск — Serial-ATA Hitachi 250 Gb, 7200 rpm;
- Операционная система — Windows XP Service Pack 2;
- Видеодрайвер — Forceware 97.92 и Catalyst 6.12;
- Монитор — Samsung SyncMaster 959NF.
Тестирование проходило в трех разрешениях — 1024 х 768, 1280 х 1024, 1600 х 1200. Использовались режимы с включенными фильтрами анизотропной фильтрации и сглаживания и без их использования.
Настройки драйверов:
ATI Catalyst:
- Catalyst A.I.: Disabled;
- MipMap Detail Level: High Quality;
- Wait for vertical refresh: Always off;
- Adaptive antialiasing: Off;
- Temporal antialiasing: Off;
- High Quality AF: On;
- Остальные настройки: по умолчанию.
NVIDIA ForceWare:
- Texture Filtering: High quality;
- Anisotropic sample optimization: Off;
- Trilinear optimization: Off;
- Threaded optimization: Off;
- Gamma correct antialiasing: On;
- Transparency antialiasing: Off;
- Vertical sync: Force off;
- Остальные настройки: по умолчанию.
Используемые программы и игры:
- 3DMark 2006, Build 1.1.0 — Результаты Shader Model 2.0 и Shader Model 3.0 тестов.
- Doom 3, Build 1.1 — Тестирование через программу BenchemAll. Сглаживание и анизотропная фильтрация выставлялась через панель драйвера. Качество изображения Maximum Details;
- Prey, Build 1.2 — тестирование через HOC Benchmark, демо HWzone. Boost Graphics включен. Качество изображения Highest. Двукратный прогон демо;
- Serious Sam 2, Build 2.070 — тестирование через HOC Benchmark, демо Greendale. Direct 3D. HDR отключен;
- F.E.A.R., Build 1.0.1 — Тестирование через встроенный бенчмарк. Разрешение 1280х1024 выставлено через файл конфигурации. Soft Shadows включено;
- Call Of Duty 2, Build 1.3 — тестирование в самой игре, посредством команды Timedemo на уровне Fortress Stalingrad. Качество выставлено на Extra Quality;
- Need For Speed Most Wanted, Build 1.3 — тестирование в самой игре. Замер FPS посредством FRAPS. Трехкратный прогон демо;
- Need For Speed Carbon, Build 1.3 — Тестирование проходило с помощью утилиты FRAPS, посредством двух прогонов.
- TOCA Race Driver 3 — тестирование через FRAPS. Фильтры выставлялись с помощью панели драйвера.
- The Elder Scrolls: Oblivion, Build 1.1.511 — Тестирование в игре посредством FRAPS. Трехкратный прогон и высчитывание среднего значения. Bloom отключен.
Palit Geforce 8800 GTS тестировалась как в номинале, так и с разгоном. Подобный подход был использован для того, чтобы полученные результаты в будущем можно было сравнить с Geforce 8800 GTX. А именно нас интересует вопрос — способна ли плата Geforce 8800 GTS достичь в разгоне старшую модель. В свою очередь, Gigabyte Radeon X1950 XTX тестировалась только в номинале. Итоги, подведенные в конце материала, сделаны на основе сравнения карт, работающих в номинале.
Тестирование
Подавляющее преимущество Palit Geforce 8800 GTS проявляется во всех режимах. Данный тестовый пакет показывает, что Radeon X1950 XTX лучше адаптирована к Shader Model 3.0 тестам, нежели Shader Model 2.0. Именно в первом случае отставание от 8800 GTS наименьшее.
Игра Doom 3, основанная на использовании OpenGL наглядно показывает преимущества новой архитектуры от NVIDIA. Большой объем памяти и ее высокая разрядность наряду с большим числом функциональных блоков позволяют минимизировать падение производительности при включении фильтров. В тяжелых режимах преимущество Palit Geforce 8800 GTS доходит до 87 %. Это наглядно показывает, что данный видеоадаптер позволяет максимально комфортно играть даже в разрешении 1600 х 1200 с использованием всех настроек качества. О Gigabyte Radeon X1950 XTX этого сказать нельзя.
Prey, также как и Doom 3 использует OpenGL. Но здесь преимущество Palit Geforce 8800 GTS уже меньше. В тяжелых режимах оно доходит до 35 %.
На этот раз игра основана на Direct3D, но вновь преимущество Palit Geforce 8800 GTS очень велико.
Замечу, что разогнанная Geforce 8800 GTS в режимах без использования фильтров ограничена производительностью процессора.
В F.E.A.R. ситуация понемногу улучшается для Gigabyte Radeon X1950 XTX. По ходу увеличения разрешения ее отставание сокращается. А в самом тяжелом режиме она и вовсе сравнивается со своим соперником.
Как мы видим, в разрешении 1600 х 1200 при использовании фильтров FPS на обоих картах ниже 60 к/с. Таким образом, в столь тяжелом режиме ни один из видеоадаптеров не может продемонстрировать полностью комфортного уровня производительности. Впрочем, разгон Geforce 8800 GTS исправляет ситуацию.
В Call Of Duty 2 мы видим, что в режимах без использования фильтров Gigabyte Radeon X1950 XTX берет верх. Но функциональное преимущество Palit Geforce 8800 GTS выводит ее вперед при включении сглаживания и анизотропной фильтрации.
В самом тяжелом режиме уровень производительности низок на обеих картах.
Need For Speed Most Wanted – игра, в которой видеоадаптеры от NVIDIA традиционно смотрятся очень достойно. Не изменилась ситуация и в случае Geforce 8800 GTS, использующей новый чип G80. Почти во всех режимах производительность ограничилась процессором. Таким образом, данная игра не способна создать достаточную нагрузку для столь быстрой карты. Впрочем, это не относится к Gigabyte Radeon X1950 XTX, которая отстает временами на 58 %.
В данной игре Gigabyte Radeon X1950 XTX доминирует вне зависимости от режима. При чем в некоторых случаях она опережает даже разогнанную Palit Geforce 8800 GTS или идет с ней наравне.
В данном автосимуляторе производительность Palit Geforce 8800 GTS почти везде ограничивается процессором. В то же время Gigabyte Radeon X1950 XTX отстает в режиме со сглаживанием и анизотропной фильтрацией на 98 %!
В Oblivion раскрывается потенциал чипа G80. Сложные локации со множеством мелких деталей и элементов показывают преимущество унифицированных шейдерных процессоров. Преимущество Palit Geforce 8800 GTS над Gigabyte Radeon X1950 XTX достигает 114 %!
Таким образом, во всех играх, за исключением Need For Speed Carbon и Call Of Duty 2, Palit Geforce 8800 GTS показала очень высокий уровень производительности. Ее преимущество над Gigabyte Radeon X1950 XTX очень велико и проявляется почти везде.
Это означает, что на сегодня, достойной альтернативы Geforce 8800 GTS со стороны ATI нет. Данная ситуация не изменится до марта, когда выйдет новый чип R600. Будем надеяться, что карты на базе этого чипа смогут составить конкуренцию текущим решениям от NVIDIA.
Итоги
Оценка продукта Gigabyte Radeon X1950 XTX:
- Внешний вид – 9/10;
- Комплектация – 7/10;
- Производительность – 6/10;
- Потенциал разгона – 1/10;
- Уровень шума – 5/10;
- Цена – 9/10;
- Общая оценка – 37/60;
- Минимальная стоимость в Москве — $520.
Оценка продукта Palit Geforce 8800 GTS:
- Внешний вид – 8/10;
- Комплектация – 6/10;
- Производительность – 10/10;
- Потенциал разгона – 7/10;
- Уровень шума – 8/10;
- Цена – 8/10;
- Общая оценка – 47/60;
- Минимальная стоимость в Москве – $581.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.