Урок по Photoshop. Избирательная монохромность

18 ноября 2009

Эффект избирательной монохромности достаточно популярен не только в фотографии, он был замечен в нескольких широко известных фильмах, одним из которых является «Список Шиндлера». Некоторые камеры (например, многие компакты от Pentax и Samsung) имеют встроенный эффект, использующий программные фильтры для отсеивания всех цветов кроме выбранных, однако результат обычно оставляет желать много лучшего. Для достижения настоящего и качественного эффекта избирательной монохромности нам придется использовать компьютер и программный пакет для фото-монтажа.

Для данного урока мы использовали Adobe Photoshop CS4 Extended, однако мы подскажем вам, как сделать тоже самое в некоторых других популярных графических редакторах вроде Photoshop Elements, Paint Shop Pro, PhotoImpact и GIMP.

Избирательная монохромность работает лучше (то есть эффекта добиться проще), если желаемый объект имеет уникальный цвет, отличающийся от фонового. Как и в случае с большинством эффектов радикально изменяющих картинку, избирательная монохромность не любит злоупотребления – всего должно быть в меру, а к выбору картинки для редактирования нужно подойти с осторожностью, было бы неплохо, если вы выберете фотографию подобную той, что выбрали для данного урока мы:

Избирательная монохромность

Если вы будете повторять урок с этой фотографией, можете сразу скачать полную ее версию и беспрепятственно использовать ее в целях обучения. Просто кликните по этой ссылке и сохраните фотографию в любую папку. Файл «весит» примерно 1,1 Мб, поэтому пользователи GPRS – будьте бдительны!

В данном уроке мы займемся превращением фотографии показанной выше в фотографию показанную ниже:

Избирательная монохромность

Первое чем мы займемся, это поиском способа выделения всей фотографии за исключением определенной области, которой мы хотим оставить оригинальный цвет. Для решения этой задачи имеется несколько различных путей. Большинство графических редакторов позволяют выделить область по определенному цвету, одна только эта функция в большинстве случаев позволит создать эффект избирательной монохромности. Но работает эта функция только в том случае, если цвет выделяемого объекта стойкий и резко отделяется от остального фона, который мы будем превращать в черно-белую область.

Избирательная монохромность

Хотелось бы заранее извиниться перед теми, у кого графические редакторы имеют русский интерфейс. Мы не без оснований считаем, что русский интерфейс – это зло, и уважающие себя профессионалы пользуются только англоязычными версиями программ. Так уж сложилось исторически, что обмениваться техниками и приемами фото- и видеомонтажа в сети удобно имея программу с англоязычным (то есть оригинальным) интерфейсом.

Избирательная монохромность

Для выделения области по цвету в программе Adobe Photoshop вы можете просто выделить нужный диапазон цветов. Для этого зайдите в меню Select, кликните на Color Range. На экране появится диалоговое окошко, в котором можно отрегулировать ползунок Fuzziness, чтобы ограничить степень отклонения от заданного цвета при выборе области, однако можно покрутить и ползунок Range, чтобы удостовериться, что все выбранные вами цвета будут включены в выделение.

Избирательная монохромность

После того, как вы выбрали основной цвет, вы можете добавить еще несколько цветов для уточнения. Для этого кликните на пипетку со знаком плюса расположенную на правой стороне диалогового окошка и затем покликайте на разные красные и оранжевые цвета цветков. Если вы вдруг промахнулись и выбрали не тот цвет, можно удалить его, кликнув на пипетке со знаком минуса, а затем на участок фотографии с ненужным цветом. После того, как вы аккуратно отметили все нужные цвета объекта, кликните на кнопке OK.

Избирательная монохромность

Вы можете получить схожий результат в пакете Paint Shop Pro используя инструмент Magic Wand на одном из цветке для изначального выбора, а затем, используя «Selections > Modify > Select Colour Range» добавить все области с теми цветами, которые содержатся в изначальном выделении.

Избирательная монохромность

Держите уровень Softness на достаточно низком значении, а затем поправьте значение Tolerance для добавления определенного количества нужных цветов. Не забудьте проверить галочку Preview, при установке которой вы можете в режиме реального времени видеть результат своих действий.

Если делать выделение автоматически, то результат в большинстве своем будет похож на работу программных фильтров в упомянутых мной компактных камерах. Эффект, разумеется, можно распознать, однако края объектов будут выглядеть неровно и неаккуратно, и будут выделены не все нужные области. В таком случае вы можете подправить выделение, используя инструмент лассо, но это очень неэффективный метод работы. Намного проще и качественнее будет объекты лассо, или поправить автоматическое выделение, используя быструю маску (если вы работаете в Photoshop).

Избирательная монохромность

Для выполнения качественной работы мы предпочитаем инструмент Quick Mask, потому как работа с ним выходит более быстрой и простой, а для того, чтобы подправить результат выделения можно использовать кисть нужного размера и формы. Помимо этого, если использовать кисть с мягкими краями и небольшой прозрачностью, можно производить выделения с плавными краями.

Избирательная монохромность

Чтобы произвести выделение через быструю маску, для начала нужно активировать режим быстрой маски (Quick Mask) кликнув на характерную иконку с кругом в квадрате, расположенную на нижней части панели инструментов, или использовать кнопку «Q», которая включает режим маски. Затем выберите кисть и выставьте жесткость на 95 процентов. Порисуйте кистью на поверхности нужных объектов, которые вы хотите выделить, вы можете при этом изменять размер кисти используя клавиши "[" и "]", чтобы прорабатывать более мелкие детали и быстрее закрашивать более крупные. Запомните лишь одно, если вы рисуете главным цветом (черным), то вы маскируете область, удаляя ее из выделения, когда вы рисуете белым цветом, то добавляете выделение, таким образом нужно аккуратно закрасить все цветы.

Избирательная монохромность

В добавок ко всему мы решили закрасить небольшую часть стеблей цветков, для этого использовалась кисть с 25 процентами прозрачности и 50 процентами «текучести» (flow) для растушевки, так что цвет будет пропадать плавно (и также плавно появляться вверх по стеблю). Прозрачность и текучесть кисти настраиваются в свойствах инструмента на верхней панели Photoshop’а.

Когда вы хорошенько проработаете свое выделение, можно удалить цвет с остальной части фотографии, это, к слову сказать, самая простая часть работы. Первое что мы должны сделать, это инвертировать выделение. То есть, когда вы нажмете на иконке Quick Mask или нажмете «Q», у вас выделенными окажутся сами цветы. В меню Select (в Paint Shop Pro это меню Selections) выберите Inverse, или используйте сочетание клавиш Ctrl+Shift+I.

Избирательная монохромность

Большинство продвинутых графических редакторов на данный момент поддерживают настройку отдельных слоев, это наилучший способ сделать значительные изменения в определенных частях картинки, при этом изменения не будут разрушительными и их легко можно будет «откатить» обратно. Мы используем слой Hue/Saturation для простого сведения цветности в ноль, то есть для обесцвечивания фона. Существует еще несколько путей решающих эту задачу, но этот метод позволяет сделать все быстро и безболезненно практически в любом графическом редакторе.

Избирательная монохромность

В качестве дополнительного шага, просто для того, чтобы сделать цвета немного ярче, мы решили «подкрутить» на этой фотографии уровни, незначительно сжав тональность черного и белого, для чего использовали боковые ползунки (показано на фотографии) и заодно удалили тени и яркие места. Таким образом, фон стал более блеклым и выцветшим, а цветы стали яркими и выделяющимися.

Избирательная монохромность

Когда вы закончите, отмените выделение и сохраните модифицированный файл под другим именем, чтобы не испортить оригинальную фотографию.

Эта техника работает прекрасно везде, где главное отличие объекта – это цвет. Портрет в оттенках серого с цветными зрачками глаз, яркий цвет детской игрушки в окружающем сером мире, или цветастая бабочка на сером фоне – все это выглядит просто и очень эффектно, главное поймать интересную идею. Попробуйте выбрать любую фотографию и попытаться самостоятельно выделить цветной объект на сером фоне.

Комментарии
  • Sakura-82 says: 19.11.2009 в 22:12

    Да уж, иногда в «русифицированных» программах встречаются такие перлы…

  • Аноним says: 24.05.2010 в 09:21

    А не проще использовать архивную кисть (мягукю, полупрозрачную)? Обесцветить и потом возвращать цвет нужным элементам.

Добавить комментарий